Жертвы богам пространства

Не знаю, через сколько времени я пришел в себя. Открыл глаза и долго не мог понять, где я. Мои руки лежали на черной холодной распаханной земле, ногами я не мог шевелить, но боли еще не чувствовал. Впереди меня, метрах в ста, горели обломки. Языки пламени подымались в верх и в их отсветах, в густой дымке, я увидел недалеко нос кабины с остеклением. Метрах в десяти от меня лежало кресло из салона самолета, вырванное вместе с фрагментами пола – оно было повернуто ко мне спинкой и накрыто золотистыми волосами. Здесь я снова потерял сознание, а очнулся только в больнице. Уже потом я узнал, что погибли все, кроме меня и девушки. Я отделался переломами, ушибами. Девушка лежала в кресле абсолютно целенькая, без царапин, но с необратимой травмой позвоночника. Она, в отличие от меня, пристегнула привязные ремни, ее выкинуло в разлом фюзеляжа вместе со мной, но при ударе о землю тяжелого кресла, ее позвонки не выдержали. Если бы не ее волосы, я бы сел впереди, поближе к кабине пилотов, и сейчас не имел бы возможности беседовать с Вами. Как оказалось, наземные службы заводили самолет с курсом, обратным основному, со многими нарушениями, в результате чего вынудили экипаж допустить ошибку, снизиться раньше и задеть крылом за высокую кирпичную трубу».
До того, как я пошел в кабинет на комиссию, мне удалось узнать, что выжившая девушка, прикованная к инвалидной коляске, живет в Москве, вместе с родителями. Алексей каждый год в день катастрофы приезжает к ней с цветами.
Мне нечего здесь добавить, кроме того, что безжалостное карающее божество иногда бывает бессильным, когда в дело вмешиваются чрезвычайно красивые волосы.

 

 

ПАДЕНИЕ С ВЫСОТЫ ПЯТЬ ТЫСЯЧ МЕТРОВ


24 августа 1981 года студентка Лариса Савицкая вместе с мужем возвращалась из свадебного путешествия на самолете Ан-24 из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск.
Лариса спала в кресле салона, и ей даже не могло присниться, что через какое-то мгновение, в считанные минуты (долгие 8 минут!), она спустится на землю с высоты в пять километров, совершив «свободный полет», окажется в березовой роще среди погибших пассажиров, и первое, что она увидит, очнувшись - тело ее любимого на земле, в кресле.
Те, кто говорят, что чудес не бывает, вероятнее всего не знакомы с этим случаем.
Лариса и Володя, 20-летние студенты, возвращались в родной Благовещенск, заканчивая свое приятное времяпрепровождение. Стюардесса предложила молодым устраиваться впереди, там, где удобнее. Но Ларису потянуло в хвост, начинающая свою жизнь в качестве супруги девушка сказала: «Я так хочу!» и Володя был вынужден пойти за своей любимой.
Спящая Лариса пробудилась от грохота, нечеловеческих криков, дикого свиста. Ее, не привязанную ремнем безопасности, ударило о переднее кресло, оглушило, обожгло ледяным воздухом.
Девушке показалось, что самолет взорвался. Она не могла знать, что в огромном небе стало тесно и два лайнера – военный стратегический бомбардировщик Ту-16 и пассажирский Ан-24 авиакомпании «Аэрофлот», где она мирно спала, столкнулись.
Первое, что увидела юная женщина – любимого Вовку, окровавленного, безжизненного. Он был слишком высок ростом – легкая мишень для осколков распадающегося на куски «воздушного извозчика». В момент удара он не спал, его голова возвышалась над креслами, тогда как Лариса – склонила свою голову к мужу на грудь, тем самым «спрятавшись» за заголовник кресла.
Самолет продолжал разваливаться, и девушку выбросило в проход на металлический пол, она ударилась головой, боль пронзила ее ребра.
Лариса быстро встала на четвереньки и поползла к креслу рядом с иллюминатором. Она успела это сделать, потому что фрагмент фюзеляжа, в котором она оказалась, на какие-то секунды «завис» в мертвой точке и не успел набрать скорость в момент падения.
Девушка успела увидеть кусочек неба и далекую землю, и тут началось падение. Потоки воздуха, тугими струями обтекавшие обломки, создавали невыносимый вой, в ушах свистело, неимоверная тяжесть вдавила ее в кресло, до которого она успела добраться.
От спасительной «капсулы» - куска фюзеляжа – из-за сильного потока воздуха отлетали обломки, ее прибежище еще больше уменьшилось, и теперь уже оставалась только боковая часть фюзеляжа, фрагмент пола и четыре уцелевшие на нем кресла. Всего этого она не осознавала, потому что превратилась в тугой комок, не чувствовавший собственного тела – она даже не ощущала своих пальцев, мертвой хваткой вцепившихся в подлокотники кресел.
Где-то, глубоко в подсознании, промелькнуло: «Ну, вот и все!», а тело, ожидая последнего удара, стало каменным: удар! – и – темень поглотила все вокруг.
Позже, специалисты, расследовавшие этот инцидент, придут к выводу, что падение фрагмента фюзеляжа напоминало полет листа к земле: поверхность, опираясь на «воздушную подушку», скользит по ней, раскачиваясь из стороны в сторону, не получая катастрофического ускорения. За восемь минут падения на этом «листике» можно пять раз умереть от разрыва сердца, но наша девушка выдержала этот небывалый полет, еще не зафиксированный нигде в мире! (В Советском союзе не принято было афишировать подобные вещи и поэтому «рекорд» нашей соотечественницы был надежно сокрыт молчанием!)
Но чудеса на этом не закончились: обломок самолета, этот «листик» с прилепившейся к нему жизнью, благополучно «проехался» по малюсенькому пятачку молодого березняка, будто специально подстеленного, чтобы смягчить удар. Березы в тайге редкость. Упади обломок на елки-лиственницы, составляющие здешний лес, те прошили бы дюраль, как шампур мясо.
Девушку вернули к жизни комары и желание пить. И опять все повторилось: открыла глаза и первое, что она увидела – своего мужа. Он сидел в том же кресле совсем рядом, и казалось, смотрел на нее. Это из области невероятного, ведь пассажиров разметало по тайге на 7 километров!
Поразительно! Но возле Володи стояла целехонькая бутылка лимонада. Казалось, в своей последней воле к своей избраннице, этот парень говорил ей: «Любимая, тебе очень трудно, губы твои иссохли, но я сохранил это для тебя.»
Вокруг – куски тел, груды искореженного металла и эта сохранившаяся стеклянная бутылка! Отсутствие во всем этом логики, и каких либо закономерностей, приводят в тупик наш разум, заставляют думать о запредельности, неподвластной человеку.
В конце августа в тайге уже холодно, а Лариса в легком летнем платьице, в модельных сапожках на распухших ногах. Вокруг – ни души, и неизвестно в какую сторону двигаться к человеческому жилью.
Девушка принялась сооружать нечто вроде убежища от дождя из обломков самолета. От комаров натянула на голову полиэтиленовый пакет. Ночью она услышала рев и не могла понять: медведь или машина? Запомнила с какой стороны шел звук, в надежде найти людей утром пошла туда. Она недалеко ушла от своего убежища, как тут же чуть его не потеряла.
Дождь кончился, и в небе появились вертолеты. Наконец-то до нее добрались спасатели. Из 27 погибших Ларису нашли последней!
Нет слов, чтобы описать лица поисковиков, увидевших девушку, осмысленно глядящую на них и связно говорящую. Когда общее остолбенение прошло, к девушке бросились с носилками, но она стала отказываться: мол, сама дойду! Она еще не знала, что с ее травмами не ходят, и еще пыталась передвигаться. Но, как только ее уложили, состояние шока от произошедшего улетучилось, и она уже не могла пошевелить ни рукой, ни ногой.
Четыре месяца Ларису ворочали в больнице как манекен. В таком «деревянном» состоянии она умоляла врачей, чтобы ее свозили на похороны Володьки. Могилу успели вырыть заранее. На двоих.
У Савицкой в пяти местах был поврежден позвоночник, сломаны ребра и выбиты зубы. Несмотря на это, ей не дали инвалидность. По отдельности эти увечья не тянули на группу, а все вместе – не попадали не под одну классификацию. Уже гораздо позже, когда молва разнесла вести быстрее официальных средств и пришла эпоха гласности, Ларису дважды занесли в книгу рекордов Гиннеса. Как выжившую при падении с пяти тысяч метров, и отдельным пунктом – как получившую самую маленькую компенсацию – 75 рублей!
Здесь комментарии излишни. Только приходится удивляться, к каким изощренным методам, приходиться прибегать божеству пространства, чтобы привлечь внимание людей к беспардонной организации полетов и самой возможности столкновений самолетов в воздухе.

 

 

АНГЕЛЫ, СПУСТИВШИЕСЯ С НЕБЕС


Наверное, ни в одном из случаев чудесного спасения в авиакатастрофах не обошлось без вмешательства ангелов, хранящих жизни и особенно расположенных к тем, кого они оберегают в самых невероятных обстоятельствах.
23 декабря 1971 года пассажирский самолет Локхид Л-188А авиакомпании «Ланса» вылетел из столицы Перу Лимы и взял курс на город Пукальпа. На его борту находилось 92 человека.
Болтанка в самолете началась примерно через полчаса после вылета. Стюардесса настоятельно порекомендовала пассажирам пристегнуться.
Хуалина Кепке сидела рядом со своей матерью, смотрела в иллюминатор и думала об отце, который должен был их встречать в аэропорту в Пукальпе. Несмотря на то, что был день, самолет окружала темень из-за свинцовых облаков. Молния вспыхнула совсем рядом, следом оглушительно грохнуло. Тут же пассажиры увидели в иллюминаторы, что самолет горит. В салоне поднялся крик, и тут же раздался взрыв (взорвались баки с горючим). Хулиана почувствовала, что летит вниз, и потеряла сознание.
Когда девушка очнулась, то поняла, что висит на дереве. Она была пристегнута к единственному креслу, уцелевшему на куске пола самолета. Дождь лил как из ведра, гремел гром и полыхали молнии. Вымокшая до нитки Хулиана, провисела на дереве до утра. Когда рассвело, она высвободилась от привязных ремней и осторожно спустилась на землю.
Девушка пережила настоящий шок, и ей не пришлось порадоваться тому, что она осталась жива после такой страшной катастрофы, ведь она оказалась одна среди бескрайних джунглей. Но сельва не была для нее совсем чужой. Родители Хулианы работали научными сотрудниками на биостанции недалеко от Пукальпы и учили ее, как добывать пропитание, распознавая деревья со съедобными плодами, как ориентироваться в лесу. Благодаря преподанной родителями науке Хулиана смогла выжить.
На десятый день странствий по сельве девушка неожиданно натолкнулась на хижину индейцев. Они обработали ее рану, накормили и заставили поспать. На следующий день Хулиану доставили в госпиталь. Там она встретилась с отцом, который знал подробности исчезновения самолета из газет.
В 500 км к северу-востоку от столицы, воздушное судно попало в обширную зону грозовой деятельности. Каждому пилоту-профессионалу известно, что подобную облачность необходимо обходить, используя бортовой локатор, или, за невозможностью обхода, нужно вернуться на аэродром вылета. Очевидно, что экипаж корабля потерпевшего катастрофу подошел к грозовой облачности на расстояние ближе допустимого и «словил» удар молнии, что бывает достаточно редко, тем более с такими тяжелыми последствиями.
Когда самолет исчез, немедленно были организованны поиски в предполагаемом месте падения. Военные и спасательные команды нанесли на свои карты линию воздушной трассы и место, где пропала метка на локаторах радара. Поисковые экспедиции работали безуспешно, наводя на мысли о том, что тайна катастрофы так и не будет раскрыта.
Но вот, в начале января 1972 года страну облетела сенсационная новость: в сельве департамента Уануко к людям вышла пассажирка погибшего самолета авиакомпании «Ланса» Хулиана Кепке. Это было настоящим чудом: девушка уцелела, упав с высоты 2км. и, десять дней в одиночестве блуждала в сельве! Ну как тут не вспомнить о личных ангелах хранителях, не подвластных самым безжалостным силам?

 

* * *


А разве не чудо сохранило жизнь двадцати двухлетней стюардессе Весне Вулович, упавшей с 10160 метров? На этой высоте, над чешским городом Сербска-Каменице, 26 января 1972 года хорватскими террористами был взорван пассажирский самолет «Дуглас ДС-9-32» авиакомпании «Джет Югослав Эйрлайнес», следовавший из Копенгагена в Загреб.
Еще не было случаев, чтобы в самолете, взорвавшемся на такой высоте кто либо выжил. Возможно, подобного никогда и не повторится. Ведь на 10 тысячах метров умирают и без катастроф – от нехватки кислорода, от декомпрессии, переохлаждения. Достаточно одной причины из перечисленных!
Так что ни у кого не осталось сомнений по поводу поспешного заявления прессы: «Все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли». И в этот же день мир облетела сенсационная новость, в которую невозможно поверить: среди погибших обнаружен живой человек!
Выжившая стюардесса впервые поднялась в небо в 1971 году. К моменту трагедии она еще не закончила свое обучение. Накануне катастрофы, экипаж, в котором стажировалась Вулович, прибыл в Копенгаген, где должен был сменить пилотов, пригнавших самолет из Стокгольма.
Незадолго до взлета девушка обратила внимание на одного из грузчиков, которые загружали багаж в самолет. Он вел себя достаточно странно: сильно суетился, много разговаривал, к тому же внешне был похож на выходца с Балканского полуострова. Вулович уверена, что именно он и подложил бомбу. Но этот вопрос можно оставить открытым: ведь бомбу мог подложить и не разговорчивый, спокойный грузчик. Зачем ему привлекать к себе внимание?
В момент взрыва Весна находилась в хвосте самолета, там она оставалась и после того, как хвостовая часть отделилась от фюзеляжа и, войдя в штопор, начала движение к земле по нисходящей спирали со скоростью 190 км/час. (по определению экспертов). В итоге обломок коснулся земли по касательной и, заскользив по заснеженной поверхности, так полностью и не разрушился.
Весне повезло не только в этом, но и в том, что на месте аварии оказался один из местных жителей, в годы Второй мировой войны работавший в немецком полевом госпитале и знавший, что нужно делать. Он–то и обнаружил едва дышащую Вулович среди мертвых тел пассажиров, и оказал ей первую помощь. Но врачи еще долго не верили, что она выживет: повреждения черепа, перелом обеих ног и позвоночника в трех местах внушали серьезные опасения. Даже когда Весна пришла в себя, оставались сомнения. Но все- же молодой организм справился с полученными травмами.
Спустя два месяца после катастрофы стюардесса была на самолете отправлена из Праги в Белград. Опасались, что полет может негативно сказаться на психическом состоянии девушки. К счастью, все обошлось благополучно – Весна ничего не помнила из событий того страшного дня и поэтому никак не отреагировала на перелет. Не боялась она летать и впоследствии.
В Белградской больнице у входа в палату Вулович постоянно дежурил полицейский. Власти опасались расправы хорватских террористов с единственно оставшимся в живых свидетелем
Удалось ли выйти на след организаторов взрыва – так и не ясно. Чудесное спасение молодой девушки не сходило с полос газет мира и затмевало всякий интерес к террористам. Этот потрясающий случай занесли в книгу рекорда Гинесса, как «самый высокий прыжок без парашюта». Формулировка явно грешит «дебилизмом», потому что прыжком здесь и не пахло, что касается падения, то оно действительно произошло с самой большой высоты, из тех, что мы знаем.
В сентябре 1972 года Вулович была выписана из больницы. Летать ей запретили, но она продолжала работать в авиакомпании «Джет», занимаясь оформлением грузовых контрактов.

 

* * *


А вот еще одна счастливая пассажирка - единственная из выживших при крушении аэробуса А-310 у Коморских островов.
Четырнадцатилетнюю жительницу Франции Байю Бакари нашли только через 12 часов после авиакатастрофы – она держалась за обломки фюзеляжа и была так измучена, что не могла дотянуться до спасательного круга. Байю бережно вытащили в лодку, завернули в плед и напоили кипятком с сахаром. Спасатели были потрясены: она не просто выжила в авиакатастрофе, но и провела столько времени в акватории, которая кишит акулами.
Вначале сообщалось, что Байю доставили в город Морони с переохлаждением, но без единой царапины. Однако позже выяснилось: у девочки перелом ключицы, многочисленные порезы, ушибы и ожоги. Не считая сильнейшего стресса. При этом врачи говорили, что здоровью пациентки угрозы нет.
Позже, у девочки хватило сил рассказать отцу: «Мы все поняли, что падаем. потом я видела, как самолет ушел под воду. Я слышала рядом голоса людей, но не смогла ничего разглядеть, потому что было очень темно. Я ухватилась за что-то твердое, даже не знаю, что это было, и старалась остаться на плаву».
Никто не решился сообщить Байе страшное известие: ее мама погибла вместе с остальными пассажирами. И даже тело Азизы Бакари до сих пор не найдено.
«Я не знаю, как сказать ей об этом, - дрожащим голосом говорит отец Байи Кассим Бакари. – Когда мы прощались в аэропорту, я поцеловал их обоих. Потом жена обернулась и помахала мне на прощанье. А дочь не махала. Это такое чудо, что она осталась жива. Значит, на то была воля Господа». По словам Кассима, спасение дочери тем более удивительно, что она была хрупкой и почти не умела плавать. Видно не случайно родители дали девочке имя, которое переводится как «надежда».
Специалисты полагают: Байя выжила благодаря тому, что ее выбросило из самолета через разлом в фюзеляже. Пилот пытался совершить посадку на воду, при этом лайнер развалился на части.

 

ЭТО ВИДЕЛИ ДРЕВНИЕ АНДЫ: ВЫЖИТЬ, ПОЕДАЯ ТРУПЫ


На земных пространствах горы хранят много тайн, они надежно прячут человеческие трагедии на долгие годы и только немногие из них становятся известными благодаря случайностям или небывалой самоотверженности уцелевших в катастрофе людей. Человеческое желание жить может привести в трепет даже холодные, равнодушные ко всему на свете горы.
Я летал курсантом в Грозненском учебном авиационном центре, когда у нас разбилась «спарка» (учебно тренировоченый самолет) с инструктором и курсантом. Инструктор, опытнейший летчик–истребитель, давал «провозной» полет «в зону» молоденькому курсанту. Место «зоны» располагалось в предгорьях северо-кавказского хребта, поражающего видом сверкающих вершин и пиков, покрытых вечными снегами. Не насладиться зрелищем протянутых к солнцу белоснежных шапок, выполняя пилотаж по соседству с ними, было просто невозможно.
Многие из нас, стремились подойти поближе к верхушкам, в хорошую видимость позволяли себе отклониться от центра зоны на непродолжительное время, чтобы осмотреть неповторимые картинки и снова вернуться на положенное место.
В тот день погода была солнечная, видимость, как говорили летчики, «миллион» км. Наш инструктор, показав своему подопечному виражи, петли, перевороты на горках и другие фигуры, закончил работу и решил пройтись над горными красотами. Он удалился от центра зоны на 50км., пройдясь вдоль хребта, и доложив руководителю полетов о том, что «задание закончил», взял курс на аэродром, запросив снижение.
Трагедия заключена была в следующем: по курсу снижения, в предгорьях, где уже не могло быть высоких вершин, нашлась единственная горушка в 2000 метров, за которую, (при «миллионной» видимости!) зацепилось единственное на всю округу облако! Инструктор решил не обходить облако, а «прошить» его. Они врезались в склон горы под углом 70 градусов.
За пять суток поисковые команды пришли в тупик, обыскав поверхность земли в районе пилотажной зоны пядь за пядью. На шестые сутки на аэродром позвонили городские власти и сообщили: пастух, все это время гнавший овец до своего селения, только сейчас сумел позвонить в милицию. Он видел вспышку и слышал взрыв на склоне горы, расположение которой сможет показать. Эта гора находилась далеко от мест поиска.
Пока искали в предгорьях, обнаружили три места крушения неизвестных самолетов, один из которых был мессершмидт, сбитый во время войны!
Останки наших летчиков собрали в тот же день. Врачи, работавшие на месте катастрофы, рассказывали о том, что нашли руку инструктора, с разбившимися на ней часами – они показывали точное время трагедии.
Сложность поиска в горах на большой высоте, там, где лежит снег, заключена в возможности схода снежных лавин, погребающих под собой летательный аппарат вместе с погибшими или выжившими пассажирами.
В 1980 году нас подняли по тревоге для проведения поисковых работ над горным хребтом в Афганистане. Загруженный Ми-6 не смог пройти через перевал (летел из Союза в Кабул) упал на склон горы, но не загорелся. Уцелевшие пилоты сумели по радиостанции передать место падения, сообщили о погибших и оставшихся в живых. Люди могли замерзнуть за ночь, поэтому медлить было нельзя.
Вертолет мы нашли на склоне горы сравнительно быстро и «зависли» над ним, выполняя виражи над потерпевшими крушение и наводя вертолеты и поисковиков на место падения.
В горах, ветер, закручиваясь средь хребтов и вершин, может «дунуть» с любой стороны, его порывы могут быть сильны и неожиданны, с частыми сменами направлений. Вертолет, скорее всего, попал в одно из этих завихрений и его лопасти оказались в опасной близости от склона горы.
По разбросанным в разные стороны лопастям вертолета, которые не успел засыпать снег, и его фюзеляжу, съехавшему по снежному склону и задержавшемуся благодаря каменному уступу, мы поняли, как повезло выжившим ребятам – чуть правее, левее и - тяжелый «грузовик» свалился бы в глубокое ущелье.
Благодаря тому, что радиостанции не вышли из строя, экипаж мог периодически выходить на связь от аккумуляторов; так мы узнали, что Ми-6 вез провизию и водку, выжившие смоли развести костер, и им было чем согреться. Довольно удачное стечение обстоятельств!
А вообще-то, для выживших людей потерпевших крушение на летательном аппарате – хуже гор, могут быть только горы! Но, как я уже сказал, даже холодные каменные горы, могут содрогнуться увиденному.
И это доказывает беспримерный случай, не имеющий в мире аналогов, произошедший в зловещий день октября 1972 года, 13го числа, в пятницу. Двухмоторным самолетом, летевшим в Чили, управляли четыре члена экипажа. Им доверили перевезти команду по регби вместе с болельщиками (41 пассажир) из Монтевидео в Сантьяго на матч. Анды встретили их плохой погодой, в горных хребтах древних гор таилась смерть.
Нандо Паррадо, один из звезд команды, мускулистый и агрессивный молодой мужчина (рост 6 футов 2 дюйма), в свои 22 года чувствовал себя лидером не только на игровом поле. Спустя долгие годы, Нандо, возглавивший экспедицию по спасению оставшихся в горах 14 выживших вместе с ним пассажиров, наконец, написал свою историю. Он рассказывает о том, как пересек пешком Анды от места крушения, с носком, наполненным человеческим мясом, поддерживающим его силы.
Поедание мертвых было единственной возможностью людей выжить, после того, как самолет упал и на 72 дня оставил их на заснеженном склоне в Аргентине. Трупы жертв замерзли в снегу, и уцелевшие, укрывающиеся в разбитом фюзеляже, расчленяли их по мере необходимости.
Нандо Паррадо стал национальным героем, который нашел в себе силы на немыслимый переход, но он вовсе не собирался почивать на лаврах. Он первым, мужественно и честно поведал миру страшную правду о катастрофе, объяснив властям, почему место падения самолета усеяно человеческими костями и расчлененными телами. В отчаянной ситуации уцелевшие ели внутренние органы и раскалывали черепа, чтобы есть мозг.
После спасения Нандо рассказал свою историю Пирсу Полу Риду, чья книга «Живой» стала международным бестселлером и основой голливудского фильма 1993 года, где роль Нандо сыграл Этан Хок.
Теперь же он написал собственную версию, «Чудо в Андах», душераздирающую картину событий, описанную очевидцем и участником. Он честно описывает, как группа принимала решение съесть первое тело. Именно он предложил начать с тела пилота.
«Некоторые думают, что я хотел поквитаться с пилотом за катастрофу, - говорит он в первом интервью после выхода книги. – Он был виноват, это правда. Но мне было просто легче начать с пилота, потому что мы знали его не так хорошо, как остальных».
«Многие из нас жили у моря, - и в этих его словах не слышится оправдательных нот. - Мы никогда не бывали в горах, не прикасались к снегу. Минуту назад мы смеялись и шутили, и, вдруг, окровавленные, оказались на горе, на высоте одиннадцать тысяч футов, откуда не было выхода».
 .На протяжении десяти дней они пили талую воду и искали пропитание в разбросанном багаже. Нандо три дня продержался на арахисе в шоколаде: сначала он съел шоколад, а потом позволял себе по половинке ореха в день. Когда пища закончилась и над несчастными людьми, оказавшимися в безлюдных горах, нависла угроза голодной смерти, они решились на невероятное. Используя осколки стекла как режущие инструменты, они начали расчленять тела членов экипажа. А затем перешли к трупам своих друзей.
Среди немногих женщин, которые все погибли, были мать и сестра Нандо. Мать, сорока девяти летняя Ксения, приехала в Уругвай с Украины как беженка во время войны. Она погибла сразу. Его сестра Сюзи, моложе Нандо на три года, скончалась через неделю на руках брата от полученных травм.
Все согласились не трогать тел Ксении и Сюзи. Но Нандо опасался, что когда еда станет заканчиваться, кто-нибудь съест и их. Он решил не допустить этого. Прошло два месяца с момента крушения, но горы по- прежнему оставались безмолвными, холодными, без всяких признаков живого человека вокруг.
Паррадо принял решение идти за помощью. Он вспоминает: «Я подумал, что, если никто не пойдет за помощью, мы все умрем здесь по одному. Я никого не винил в том, что они делают, чтобы выжить. Но я думал: кто будет последним? Что он будет есть? Гора была как камень. На ней ничего не росло. Что мы могли есть, кроме мертвых своих друзей?
Нандо Паррадо со своим другом и товарищем по команде, Роберто Канессой, ушел с места катастрофы через три дня после своего 23го дня рождения и проделал путь вместе с ним по непроходимым горам без карты и компаса, направляясь к чилийской границе наугад, через холод и тьму. Они прошли семьдесят миль за десять дней.
После того как все закончилось, он рассказывал: «Если нам суждено было умереть, я хотел умереть, пытаясь выбраться. Нас вел инстинкт, нас поддерживала надежда.». Они добрались до хижины пастуха и затем Нандо смог вывести спасателей на место катастрофы.
«Мы с Роберто вдвоем спасли всех остальных», - говорит Нандо спокойно.
Тела матери и сестры оставались на том месте, где он их оставил. Их похоронили на этой безжизненной горе – свидетельнице трагедии, по всем правилам, над могилами поставили стальной крест.
История катастрофы была частью прошлого Нандо так долго, что табу, касающееся каннибализма, его не беспокоит. Он не чувствовал своей вины тогда, не чувствует ее и сейчас: «Я сплю как младенец, говорит он, пожимая плечами. – У меня не бывает кошмаров. Кошмары у меня были в горах, когда мы думали, что не выберемся, и не знали что делать. Люди хотят, чтобы я говорил о голоде, но жажда и холод для меня были страшнее. Губы у нас потрескались в кровь, и пить холодную воду каплями было трудно. Сначала, когда я вернулся в Уругвай, у меня была депрессия. Мне не хватало матери и Сюзи, хотя еще оставались отец и сестра Грасиелла.»
После нескольких лет путешествий по миру Нандо женился на Веронике и поселился в пригороде Монтевидео. Он помогал отцу управлять семейной сетью скобяных магазинов. Дело процветало, и Нандо ушел вместе с женой на телевидение. Еженедельно они создавали и вели пять программ, посвященных путешествиям, автогонкам и текущим событиям.
Теперь у Паррадо две взрослые дочери, высокие блондинки похожие на мать. Он рассказывает, что именно жена заставила его написать о пережитом, чтобы дети знали, какой ценой иногда достается жизнь. После прочтения книги дочери попросили его отвезти их на место катастрофы, куда можно добраться только верхом в теплое время года.
Кажется, Нандо гордится таким решением своих девочек: «Мои дочери сказали: «Мы там родились». Они имели ввиду, что их бы не было, если бы я не ушел с той горы к границе. Я возил их туда вместе с женой. Мы положили цеты на могилы».
Нандо заявляет, что не любит думать о прошлом, но оно является, не спрашивая его об этом, причем совершенно неожиданно: «Если я сижу в вестебюле отеля, я могу подумать: «А что если сейчас рванет бомба?» Иногда думаю о тех случаях, которые могут произойти, и как я буду искать выхода в трудных положениях.».
Кореспондент, беседовавший с ним в уютной обстановке кафе, рассказывает:
- Он смотрит на вилку на нашем столике и протягивает ее мне: «Потрогайте. Она твердая. Ею удобно копать. Я обращаю внимание на такие вещи. Я говорю себе: « В горах эта вилка нам пригодилась бы».
Мы смеемся, но, когда я спрашиваю, не боится ли он, что поборники нравственности подадут на него в суд за каннибализм, который считается преступлением, он раздражается: «Преступление? Какое преступление? Это был вопрос жизни и смерти. С таким же успехом можно обвинить любого, кому пересадили сердце. Я гарантирую, что сто процентов людей сделали бы на этой горе то же самое. Но здесь, внизу, это трудно себе представить. Они не понимают, каково это остаться один на один с холодом и голодом. У нас было только две возможности: умереть или есть замерзшее мясо».
Он воздевает руки к небу и спрашивает: «Что бы Вы делали на моем месте?» И я не знаю, что ему ответить.
Что сделает каждый из нас, попав в такую ситуацию, что мы выберем: перечеркнуть в себе человека, или умереть? Ответить на этот вопрос, возможно только пройдя через все это.

 

КАК ВЫЖИТЬ В АВИАКАСТРОФЕ
ЕСТЬ ЛИ ГОТОВЫЕ РЕЦЕПТЫ, ИЛИ ВСЕМ ПРАВИТ СЛУЧАЙ

 
Вверяя свои жизни и здоровье авиакомпании за стоимость билета, дающего права на перелет, Вам прежде всего неплохо было бы ознакомиться с историей этой компании, ее возможностями, престижем на рынке перевозок. Если вам некогда этим заниматься (мы все спешим!), тогда поинтересуйтесь хотя бы типом самолета, на котором Вам придется лететь.
Большинство пассажиров вовсе не задумываются над тем, какой самолет поднимет их в воздух, хотя имеют полное право «проголосовать» своим билетом на перелет, купив его, например, на «Боинг» и отказав устаревшему Ту-154.
Есть авиакомпании, авторитет которых в мире неоспорим. Например «Люфтганза», «Эмиратс», несколько американских и канадских компаний. И есть младые авиакомпании, прикупившие пару престарелых самолетов, и занятые чартерными перевозками, не имея за своими плечами должного опыта, крепкой учебной базы и специалистов высокой квалификации.
Советы давать легко, но «потенциальной жертве», не имеющей специфических знаний и элементарного доступа к информации о технике, которую используют компании, разобраться во всем и сделать выбор бывает трудно, а зачастую и невозможно. Рядовой пассажир видит перед собой сияющую улыбку девушки-стюардессы на рекламном щите: «Летайте самолетами «Аэрофлота»!» и это название у него на слуху всю его жизнь, но только в последние годы широкой публике стало известно, что «Аэрофлот» – самая «урожайная» авиакомпания по статистике катастроф в мире.
Благодаря прессе и телевидению, диапазон знаний об авиации у современного человека расширился. Например, на популярном научно-познавательном телеканале «Да Винчи» последнее время стали демонстрировать часовые программы «Глазами пилота». Зритель может «вместе с экипажем», присутствуя при работе пилотов в кабине на всех этапах полета, «пролететь» из Токио в Вену, из Дюссельдорфа в столицу Мальдив Мале.
Вы не только насладитесь видами земли с 11 тысяч метров, при взлете и заходе на посадку, но Вам дадут прослушать радиосвязь, переговоры пилотов с диспетчерами, покажут основные приборы и принцип их действия на современном «Аэробусе». За один час перед экраном телевизора вы проследите десятичасовой перелет через континенты, моря и океаны, среди легких кучерявых облаков и громадных грозовых шапок; вы даже в своей комнате почувствуете дыхание планеты, увидите ее тело, разрезанное реками и покрытое горными хребтами.
Программа «Глазами пилота» никак не похожа на цикл телесюжетов под названием «Расследование авиакатастроф», где ситуации из экстремальных за минуты превращаются в катастрофические, где лица людей искажены гримасами ужаса и боли. Но и реконструкция произошедших трагедий имеет право на существование: человек не может убежать от реальностей и спрятать свою голову в песок, как это делает страус, завидев опасность.
Как же должен вести себя человек в самолете, потерпевшем аварию? Какие «азы» он может усвоить, чтобы не стать легкой добычей экстремальных ситуаций?
Большая часть инцидентов на воздушном транспорте с частичной гибелью пассажиров на борту самолетов, развивается на таких участках полета, как взлет и посадка. Большая часть погибших при пожарах в салонах лайнеров – задохнулись в дыму, не успев покинуть самолет.
Некоторые аналитики считают, что самым важным в деле обеспечения безопасности является выбор места: с краю в проходе, в хвосте самолета и т.д. Но вы не сможете сесть с краю, если все места заняты, а вам выписали билет с определенным местом. Хвост не спасет Вас при лобовом ударе в случае с пожаром – вам далеко будет добираться до аварийного выхода.
Итак, первый урок, который Вы должны усвоить, попав на борт самолета, включает положения, исключающие субъективные факторы:
- Внимательно, не отвлекаясь, выслушать инструктаж стюардессы, где она проинформирует Вас о мерах безопасности во время полета.
- Вы должны четко представлять расположение всех аварийных выходов в салоне, а не только ближайших к Вашему креслу. Бывает так, что двери некоторых выходов в результате деформации фюзеляжа может заклинить. Кроме этого, стоит присмотреться к большой красной ручке на аварийном выходе и понять, в какую сторону ее надо повернуть (нарисована стрелка).
- После посадки в кресло подгоните привязной ремень по вашему размеру и потренируйтесь в расстегивании замка. В спокойном состоянии эта операция кажется пустяшной, когда же у вас трясутся от волнения руки, вы можете потратить на (проклятый!) ремень уйму драгоценного времени.
- Подготовьте себя морально и проведите простой тренинг, задав себе вопрос: «Чего я не должен делать в случае аварии?» Ответ очень прост, но, как правило, трудновыполним. И, все же, Вы напомнили себе еще раз: «Я не должен: громко кричать, бежать по салону сломя голову бесцельно, я должен помнить, только осмысленное и неторопливое передвижение ускорит мое движение к цели».
- В случае вынужденной посадки Вы должны пристегнуться привязным ремнем, сгруппироваться, положив голову на колени и накрыв ее руками. В этом случае вас защитит спинка кресла перед вами от прямых попаданий летящих предметов в результате предстоящего удара.
- Сделайте все, чтобы предотвратить панику. Объявите громко, что Вы знаете, что нужно делать и посоветуйте не вставать людям с мест, пока Вы не откроете аварийный люк. Иначе, обезумевшие пассажиры загромоздят проход, и добраться к аварийному люку, будет трудно. (А стюардессе, которая находится в другом конце салона, и вовсе невозможно).
- Чтобы не задохнуться и не потерять сознание во время пожара, используйте любую одежду, которую можно смочить водой и обмотать голову. Если есть возможность, нужно пригнуться к полу, и ползти на четвереньках, наибольшая концентрация дыма – вверху.
- Посчитайте количество кресел до ближайшего аварийного выхода – при передвижении ползком это вам может пригодиться.
- Если придется прыгать из аварийного выхода без трапа, постарайтесь взяться руками за кромку люка и сначала повиснуть на руках, чтобы уменьшить высоту падения, затем при прыжке не падать на прямые ноги, а «спружинить», смягчив приземление.
- Оказавшись на земле, наберитесь мужества и попытайтесь в этом случае принять, поймав внизу на руки, детей и пожилых людей.
Средства массовой информации не устают обсуждать вопрос: что помогает людям выжить, и почему одни пассажиры гибнут, другие – выживают, хотя находятся в момент катастрофы рядом.
Боинг 737-800 турецкой авиакомпании 25 февраля рухнул, не долетев до посадочной полосы Амстердама около пятисот метров. Предварительными причинами падения были названы неисправный высотомер и неполадки в двигателе. На борту Боинга находились 135 человек, из них погибли девять.
Один из выживших – пассажир по имени Роб де Кнехт – умудрился за неделю попасть в две авиакатастрофы (!!). Причем оба рейса вылетали из Стамбула. 19 февраля Де Кнехт сел в самолет, который вылетал в северный Ирак, но потерпел аварию и загорелся еще на взлетной полосе. Тогда Кнехт отделался легким испугом. Неделей позже, в Амстердаме – перелом четырех ребер.
Вот что он рассказывает об амстердамской катастрофе:
- Полет прошел очень спокойно. В Стамбуле мы взлетели плавно, начав снижение над Амстердамом, пилот попросил пассажиров пристегнуть привязные ремни. Двигатели гудели без перебоев, и вдруг мы резко просели – я даже подпрыгнул в кресле. Я услышал, как хвост самолета со скрежетом задел землю. Потом удар – и мы рухнули. Я сразу вскочил и огляделся, нет ли пламени и дыма – в таком случае надо было быстрее выбираться наружу. Я решил в случае пожара перескочить через несколько рядов кресел. Но пожара не было. Люди не паниковали. Кое- кто толкался и покрикивал, но особой паники не было, все начали выбираться из самолета.