Жертвы богам пространства
Повезло? В этом случае – да, но Эд Галеа утверждает, что выжить в критической ситуации людям помогает не только простое везение. Последние несколько лет профессор посвятил исследованию вероятностных факторов выживания в авиакатастрофе, изучив более тысячи частных случаев пассажиров ста пяти роковых рейсов. Результатами своих исследований он поделился в эфире нидерландской телепрограммы «Нетверк».
- Наши исследования показали, что многие из тех, кто выжил в авиакатастрофе, заранее задумывались, как они будут действовать в случае аварии. Вопрос жизни и смерти решается в считанные секунды, потеря времени – самое страшное в этой ситуации, необходимо выбраться из самолета как можно быстрее. Одно из интересных наблюдений, сделанных нами в ходе исследований: оказывается, в случае аварии пассажирам не удается быстро высвободиться из-под ремня безопасности! В состоянии паники многие начинают действовать «на автомате». Как мы расстегиваем ремень безопасности каждый день на своем автомобиле? Путем нажатия кнопки на пряжке. В результате многие пассажиры, пытаясь расстегнуть ремень в самолете, вместо того, чтобы потянуть за скобу пряжки, по многу раз нажимают на нее и не успевают вовремя подняться с места.
Самой ранней авиакатастрофой, которую Галеа включил в исследование, стало крушение самолета под Манчестером в 1985 году.
- Из этой аварии мне особенно запомнился рассказ молодой женщины, которая никак не могла выбраться в проход между рядами, потому что большинство пассажиров продолжали сидеть на своих местах. В оцепенении они никак не реагировали на то, что салон начал заполняться дымом, начинался пожар. И тогда эта женщина стала перелазить через кресла и сидящих в них людей.
Профессор расценил ее решение в данной ситуации рациональным, даже если ее действия со стороны могли казаться паническими. Меня же, прежде всего, удивила внутренняя дисциплина этих людей, ожидающих распоряжений со стороны экипажа. Все-таки паника – не лучший помощник в таких случаях, и если бы все поступили по примеру этой женщины, может и она оказалась бы растоптанной в проходе между креслами.
На вопрос, совместимо ли стремление как можно быстрее покинуть самолет и моральный долг помочь ближнему, Галеа ответил:
- Это чрезвычайно интересный вопрос. Ответ, который мы получили в результате наших исследований, меня лично обнадеживает. В большинстве аварий, которые мы изучили, люди помогали друг другу, даже в критической ситуации. Приятно было узнать, что если я окажусь в подобной ситуации, окружающие, скорее всего, окажут мне поддержку.
МИСТИКА БЕРМУДСКОГО ТРЕУГОЛЬНИКА
Пресловутый бермудский треугольник уже давно занимает пристальное внимание всего человечества. Невероятные слухи вокруг фактических событий, сами эти события, до сих пор не поддающиеся никаким объяснениям, дали повод для попыток исследования таинственных исчезновений воздушных и морских кораблей в акватории «треугольника», сенсационных статей в прессе, издания книг. Даже в некоторых песнях упоминалось название островов, ставшее для людей символом непознанного.
Особенный ажиотаж, поднимающийся при каждом исчезновении самолета или корабля, приходиться на тридцатилетний период, начиная с конца сороковых. Журналисты с удовольствием «бермудят» эту тему десятками лет, но до сих пор, нет ни малейшей зацепки, которая могла бы внести хоть какую-то ясность.
В дне сегодняшнем эти страсти несколько поутихли - ведь сенсации живут по своим законам: рано или поздно они умирают, словно вспыхнувшее пламя под струями воды. Время от времени, разные авторы подбрасывают в костер «Бермуд» в виде горючего материала неизвестно откуда взявшиеся подробности, костер вспыхивает вновь, а тайны этой части Мексиканского залива обрастают, как старое днище корабля новыми ракушками.
Вершину таинственного треугольника, если смотреть на север из Пуэрто-Рико, занимают сами Бермундские острова, третья точка – южный мыс Флориды. С давних времен эти места среди моряков снискали себе зловещую репутацию, но штормы и бури казались им естественным ходом вещей, как и гибель кораблей в стихии.
И только когда в этих широтах стали бесследно исчезать самолеты, мир заговорил о тайнах треугольника. С чего же начиналась история, дающая пищу не только сенсациям, но и попыткам ученого мира найти объяснение феномену Бермуд?
Пятого декабря 1945 года на авиабазе Форт-Лодердейл полуострова Флорида стояла солнечная спокойная погода. Авиационное звено, состоящее из пяти торпедоносцев «Эвенджер» (с тремя членами экипажа на каждом самолете), под командованием лейтенанта Чарльза Тейлора, получило приказ выполнить двухчасовой полет с учебным метанием торпед. Боевые воздушные машины данного типа считались надежными и были сняты с вооружения только в 1954 году.
В 14:00 звено взлетело, а в 15:15, после выполнения задания, руководители полетов услышали доклад Чарльза Тейлора, ведущего группы: «Возникла критическая ситуация, кажется, мы сбились с курса. Землю не наблюдаем». Диспетчер сразу же предложил летчикам взять курс на запад, но командир растерянно ответил: «Мы не знаем, где запад. Все как-то не так. Даже океан выглядит необычно».
В 16:00 на командном пункте во Флориде услышали, что лейтенант Тейлор передал командование звеном другому офицеру. Новый командир приказал всем самолетам развернуться на 180 градусов, в надежде взять курс на Флориду. Это говорило о полной потере ориентировки пилотами «Эванджеров»: радиосигналы стали ослабевать, и это свидетельствовало о том, что самолеты удаляются от берега.
Последние слова пилотов были не вполне понятны, однако, по утверждению некоторых радистов, они звучали следующим образом: «Они похожи на нас. Входим в белую воду. Мы погибаем».
Пилоты не вернулись на базу, на поиски пропавших самолетов отправилась двухмоторная летающая лодка «Мартин Маринер», оснащенная самой лучшей аппаратурой того времени. Через несколько минут после взлета командир «Мартин Маринер» сообщил о выходе на заданный курс. Это был последний доклад авиаспасателя!
Авиалодка также исчезла бесследно вместе с тринадцатью членами экипажа, подобно «Эвенджерам».
На следующий день, в районе Бермуд началась невиданная в истории ВМС США поисковая операция. 307 самолетов, 18 кораблей береговой охраны, четыре миноносца, несколько подводных лодок, сотни частных катеров, яхт и лодок и, еще английские корабли и самолеты - обследовали 380 тысяч квадратных миль площади океана и прибрежных районов в Атлантике, Карибском море и Мексиканском заливе. Однако поиски оказались тщетными.
Офицер по информации авиабазы Уингард заявил по этому поводу на конференции после поисков: «Мы не в состоянии даже приблизительно сказать, что там произошло».
Интересно дополнительное изучение обстоятельств предполетной подготовки, выявивших достаточно любопытные факты.
Например, 5 декабря 1945 года в 13:15, лейтенант Тейлор опоздал на предполетный инструктаж, а главное, он попросил освободить его от предстоящего полета. Но его просьбу начальники проигнорировали. Почему никто не выяснил причину этого отказа? Само по себе такое явление довольно редкое в среде летчиков, особенно военных. Повод для отказа от задания должен быть весомым. Мало этого, был еще один пилот, который отказался лететь. Это был капрал Эллан Коснар.
После происшествия капрал говорил журналистам: «Я не могу объяснить, но я не хотел лететь в этот день!». Из предполетных документов следовало, что звено ушло на задание укомплектованное экипажами в полном составе. Но кто оказался на месте Коснара? Многократные проверки и поименные переклички на построениях так и не выявили недостоющего человека. Все были в строю на своих местах! Значит , один из экипажей ушел неполным?
В сентябре 1950 года, опираясь на факты исчезновения самолетов, журналист агенства «Ассошиэтед Пресс» Э. Джоунс заявил, что треугольная зона, образуемая Флоридой, Бермудскими островами и Пуэрто-Рико, является «ловушкой», где самолеты и корабли исчезают, словно в «черной дыре».
С течением времени это предположение журналисты дополняли все новыми сведениями. Репортер Арт Форд заявил в одной из телевизионных передач, что последней фразой по радио обреченного на гибель Чарльза Тейлора была: «Они похожи на пришельцев, не следуйте за мной». Эту информацию Форд получил от радиолюбителя, но не поверил ему. Однако, по его словам, через несколько лет он нашел подтверждение этим словам, сказанным Тейлором. Один из родственников погибших показал Форду копию секретного документа следственной комиссии по делу, где была фраза Тейлора: «Не идите за мной.»
В феврале 1964 года Винсент Гаддис впервые применил термин «Бермудский треугольник», а случаи с исчезновением самолетов назвал «самой невероятной загадкой в истории авиации».
Появившийся затем бестселлер Чарльза Берлитса «Бермудский треугольник» окончательно закрепил в сознании людей это словосочетание, сравнимое по своему значению с выражением «адовы бездны». Большинство людей, пишущих на эту тему, пришли к общему мнению, что Бермудский треугольник является загадкой для человечества.
Американский писатель, историк и опытный аквалангист Берлитс подробно изложил в своей книге «Бермудский треугольник» детальную историю полета «Эвенджеров» в «никуда». Именно в этой книге, вышедшей в 1974 году, он и возвестил всему миру свою легенду о роковом треугольнике. Здесь Вы найдете и убийственные волны, по неизвестным причинам возникающие на поверхности океана, и гигантские шаровые молнии, и морские чудовища, и гравитационные всплески и даже. разумные существа, обитающие под водой и в космосе, имеющие свою базу в этом районе Атлантики.
Такое богатство аномальных явлений на земной поверхности в книге Берлитса можно списать на его богатое воображение, но как быть со свидетельством очевидцев?
Например, во время рейса из Сан Хуана (Пуэрто-Рико) в Нью-Йорк одиннадцатого апреля 1963 года, через двадцать минут после взлета (в 13:30) второй пилот Боинга-707 увидел, как поверхность океана, примерно в пяти милях от самолета справа, вздыбилась громадным куполом. Он сообщил об этом командиру авиалайнера и бортинженеру, которые вместе с ним наблюдали это поднятие воды в течении 30 секунд. Этот водяной купол, по мнению наблюдателей, достигал в диаметре несколько сотен метров! Далее, эта огромная «гора» стала опадать.
Запросы пилотов в разные учреждения, включая береговую охрану, академию наук и сейсмические центры, не дали ни каких сведений о происшедших в этот момент природных катаклизмах.
Все это можно было списать на галлюцинации у летчиков (сразу у трех!), но интересно следующее – подобное явление гораздо позже наблюдали космонавты с орбиты. Они не раз видели «вспучивания» воды на поверхности океанов. По их рассказам вокруг таких «куполов» клубятся кучевые облака, как бы притягиваясь к ним.
В 1987 году на дне Мексиканского залива к западу от острова Ки-Уэст нашлись останки одного из пропавших самолетов «Эвенджер», а через некоторое время научным судном «Дип Си» были обнаружены все пять самолетов.
Однако зловещая тайна Бермудского треугольника так и оставалась ею, поскольку находки в океане мало что прояснили. Существует ряд мистических обстоятельств, которые не вписываются в фактологию происшедшего. Так последний сигнал в 1945 году от Тейлора поступил через два часа после полного израсходования топлива пропавшими самолетами.
Печальный ряд пропавших самолетов после звена «Эвенджера» и поисковой летающей лодки «Мартин Маринер» растет, и перечислить их все просто нет возможности. Вот некоторые из них.
30 января 1948 года. Диспетчер на Бермудских островах объявляет тревогу. Пропал четырехмоторный самолет «Стар Тайгер» английской авиакомпании «Бритиш саут америкэн аруэйз». На борту самолета находились около сорока пассажиров. В этот день самолет должен был приземлиться на Бермудских островах. Командир «Стар Тайгер» во время сеанса связи с диспетчером сообщил, что полет протекает нормально. Это были последние слова, услышанные на земле. Никаких известий о нем больше не поступало. Масштабные поиски самолета ни к чему не привели. Этот случай можно относить в разряд зловещих, так как никаких следов самолета и пассажиров не обнаружено.
В декабре 1948 года с острова Пуэрто-Рико в сторону Майями вылетел самолет ДС-4. В 4 часа 13 минут, экипаж попросил разрешения на посадку в аэропорту своего назначения, но внезапно связь оборвалась, а самолет так и не прибыл. Следов самолета найдено не было.
В январе 1949 года исчез еще один самолет «Стар Эриел», принадлежащий подобно «Стар Тайгер» британской авиакомпании «Бритиш саут америкэн аруэйз». Он взлетел с аэродрома Кайндли- Филд на Бермудских островах, и направился на Ямайку. Через час полета командир корабля передал на землю: «Мы набрали заданную высоту, погода хорошая.». Однако самолет пропал со связи и бесследно исчез. Никаких обломков, масляных пятен, скоплений акул, которые обычно бывает в случаях катастроф, найти не удалось.
10 апреля 1962 года командир двух моторного самолета «Пайпер Апаш» запросил у диспетчера условия для посадки. Хотя погода стояла ясная, пилот никак не мог определить собственное местоположение и адекватно принять указания диспетчера аэродрома. Через несколько минут, в которые диспетчер пытался выяснить, в чем проблемы у «Пайпер Апаш», радиосвязь прекратилась и самолет исчез. В этот же день в 35 км от Нассау в море было найдено крыло самолета. Обстоятельства катастрофы и причины, приведшие к падению самолета, так и не были выяснены. Специалистам оставалось только удивляться: в ясную погоду и с этого расстояния пилот должен был видеть аэродром!
В августе 1963 года в районе Бермудского треугольника таинственным образом потерпели крушение сразу два огромных самолета «КС-135» (военный вариант «Боинга-707»). В полдень они послали сообщение о том, что полет проходит нормально, однако связь с ними так же была утеряна, а в квадрате, из которого они в последний раз посылали сообщение, вскоре были найдены обломки, принадлежащие этим самолетам. Сначала возникла версия, что они столкнулись в воздухе. Но через несколько дней в 350 км от указанного места были найдены обломки другого «КС-135». Оба самолета погибли в разное время и независимо друг от друга по непонятным причинам.
Пока только можно выделить характерные, схожие обстоятельства исчезновения.
1) Пропавшие самолеты до последнего момента поддерживали радиосвязь с землей и исчезали мгновенно, что говорит о быстротекущем процессе, когда у пилотов нет в запасе секунд, а может и сил сообщить о событии.
2) Ситуация развивается постепенно, пилоты успевают передать информацию о неожиданно отказавших приборах, небе, окрашенном в желтый цвет, тумане при ясной погоде, или «необычно выглядевшем море» и т.п. Однако, в любом случае дать более точные сведения никто не успевал.
Итак, выше приведены только несколько примеров из длинного скорбного списка пропавших самолетов и подведен неутешительный итог беспомощности человека в его попытках прояснить ситуацию. Неубедительно звучат и объяснение ученых, которые сводят происходящие события в Бермудском треугольнике к естественным стечениям обстоятельств.
Ученому миру не стыдно признаться, что природу молнии, они до сих пор не могут выявить, но есть программы, под которые выделяются деньги для изучения этого природного феномена. В случаях с Бермудами, все происходящее в этой таинственной морской акватории, относят к шумихе, поднятой журналистами в прессе, и присваивают информации этого рода категорию темы инопланетян.
Статистика показывает, что в этих роковых широтах происходит что-то, выходящее за рамки наших познаний. И хотя тема этой книги - человеческие трагедии в воздухе, пространство Бермуд, где водная стихия заключила симбиоз с воздушной в надежном сокрытии тайн, заслуживает отдельного внимания. Морские суда начали пропадать здесь задолго до появления в небе самолетов, их истории только подтверждают мистическую сущность треугольника. Может быть, Молох пространства обосновал здесь свою резиденцию вместе с лабораторией по испытанию возможностей еще слабенького по своей сути человечишки? Но этот вопрос из области шуток. Вернемся к фактам.
В августе 1840 года недалеко от столицы Багамских островов Нассау было найдено исправное, но покинутое (?) экипажем судно «Розалия». Из живых существ, на корабле находилась канарейка и не единого человека, или его останков. При этом все спасательные шлюпки находились на своих обычных местах, а запас пресной воды и продовольствия был не израсходован.
Кроме того, оказался не тронутым и груз, перевозимый этим парусником. Произошедшее оказалось настолько необъяснимым, что официальные власти пришли к выводу, что экипаж массово помешался и выбросился за борт. Эта история была первой из зафиксированных мореплавателями фактов, в длинном списке необъяснимых происшествий в Бермудском треугольнике.
В 1850 году около Нью-Порта при большом стечении народа на мель был выброшен парусник «Сеаборд». Как и в прошлом случае, судно было исправным, а на кухне еще не остыл обед. На паруснике не было никого, кроме корабельной собаки, хотя в каютах стоял запах табачного дыма.
В ноябре 1872 года в районе Бермуд моряками английского брига «Дей Грациа» была обнаружена еще одна тайна – бригантина «Мэри Целест». Заподозрив что-то неладное, британские моряки приблизились к странному кораблю и попытались вызвать людей. Никакого ответа не последовало, и тогда для осмотра судна была отправлена шлюпка с моряками.
Взобравшись на борт, они обнаружили, что никого из членов экипажа на судне нет! при этом, на загадочном паруснике имелся нетронутый запас вина, значительное количество продуктов и пресной воды. Мало того, - личные вещи экипажа, деньги, табачные трубки, вахтенный журнал – остались нетронутыми!
В камбузе еще готовился обед, в укромном местечке спал кот. Особого внимания заслуживает тот факт, что при осмотре судна в носовой части бригантины были найдены два симметричных следа, как будто оставленных гигантскими щипцами. Было предпринято длительное разбирательство, однако причины исчезновения экипажа в Бермудском треугольнике так и остались тайной.
На этом история найденной бригантины не закончилась. Через некоторое время «Мэри Целест» отправилась в плавание. Но вскоре оно приобрело зловещую репутацию «заколдованного» корабля: стали происходить частые столкновения с другими судами, поломки и несчастные случаи с членами экипажа. В завершении всего, последний капитан бригантины Гилман Паркер разбил судно о скальные рифы у острова Гаити. И хотя в последних сведениях о «Мэри Целест» больше прозаичного, чем таинственного, ее основная загадка так и не разгадана.
Всемирно известный писатель Артур Конан-Дойль выдвинул версию о существовании некоей подводной высокоразвитой цивилизации, которая и похитила людей с «Мэри Целест». Об этом он рассказывает в своей повести «Маракотова бездна».
Список тайн Бермудского треугольника можно продолжить. В апреле 1921 года в этом же районе Атлантики моряки одного из проходящих судов обнаружили севший на мель парусник «Кэрол Диринг» без единого человека на борту. В апреле 1932 года к югу от Бермудских островов дрейфовал клипер «Джон энд Мэри», на котором не оказалось людей. В феврале 1940 года была найдена шхуна «Глория Колит», так же без экипажа, а в октябре 1944 года – кубинский барк «Рубикон», на борту которого оказалась только собака.
Выходит, что темную силу, забирающую людей в иное измерение, не интересовала живность - кошки, собаки, канарейки?
Как бы там ни было, но, ни в одном из случаев исчезновения людей не удалось найти никакого факта, который бы хоть как-то объяснил эти странные происшествия. Кроме того, в этом зловещем «треугольнике» периодически бесследно исчезают корабли самым странным образом. Специалисты до сих пор не могут дать удовлетворительные объяснения происходящему.
По сей день тайна Бермудского треугольника остается сокрыта под толщей океана, в необозримом космосе или неизвестном для нас измерении, которое сосуществует с нами рядом и надежно скрыто от наших глаз.
* * *
Подводя черту под перечнем катастрофических ситуаций, человеческих трагедий, связанных с освоением воздушного пространства и полетов над нашей планетой, хочется сказать: этот нелегкий путь человека, сопряженный с непрекращающимися жертвоприношениями разумных существ на алтарь пространства и времени, путь непрестанных поисков, напряженной работы мысли и рук человеческих, несомненно, имеет успешный и поступательный характер.
Об этом свидетельствует хотя бы такой пример, как появление на воздушных линиях лайнера Боинга -747, способного перевозить до 500 пассажиров на тысячи километров, обеспечивая беспосадочные перелеты с континента на континент. «Семь-сорок-семь» - уникальная «машина времени», способная сокращать расстояние и экономить людям драгоценные часы, сутки, недели. Почему уникальная? Потому что ей в мире нет аналогов – она исправно служит человечеству около четырех десятков лет, постоянно совершенствуясь и оснащаясь новейшей электроникой. Этому самолету-долгожителю до сих пор нет равноценной замены. Только что созданный гигант А-380, с поражающими воображение размерами и грузоподъемностью, превосходящий Боинг – 747, имеет проблемы с парковкой, обслуживанием и не каждый аэродром в связи с этим может принять «дримлайнер».
Пока еще в воздушных перевозках перевешивает дух оптимизации, надежности и экономичности, а новейшему Аэробусу еще предстоит завоевывать авиалинии так, как это сделал Боинг. За все годы, фирмой «Боинг» «спущено со стапелей» 1300 «семьсот сорок седьмых», и силуэт этого гордого «коня-горбуна» известен всему миру, им оснащены крупнейшие авиакомпании планеты.
За всем тем, что мы, пользуясь избитой фразой, называем плодами цивилизации, стоит и глубокий внутренний, сакральный смысл. Еще старик Кант в своих философских трудах предвидел развитие скоростного транспорта и заявлял, что это явление изменит лицо мира.
Общение народов, взаимопроникновение культур и обычаев, и, наконец, мирная ассимиляция (смешение кровей), рожденная через это общение, ускорит поступательное движение к миру без войн.
Нам остается ждать и надеяться, что в скором будущем человечество найдет новые виды энергии и воздушные путешествия станут приятным и безопасным времяпрепровождением, без человеческих жертвоприношений! А жестокое божество, зорко наблюдающее за деяниями человека, ввиду отсутствия «работы», переместит свой жертвенный алтарь в иные младые цивилизации.