Жертвы богам пространства


Предисловие

 

Спросите у любого человека: «Ощущаете ли Вы себя потенциальной жертвой?» Он улыбнётся в ответ, посчитав вопрос шуткой. Меж тем давайте вспомним происхождение понятия «жертва». Наверное, нет тех, кто не знает, что человеческие жертвоприношения в исторической давности имели практические цели: люди пытались таким образом вызвать дождь в засуху, добиться победы в войне, иногда связывали это действо с религиозными ритуалами, призванными вселить ужас в сердца подданных, продемонстрировать могущество элиты.
Слово «жертва» прочно обосновалось в человеческом сознании и в наше время мы часто слышим его в несколько ином качестве: жертвы войны, жертвы геноцида, жертвы эпидемий, жертвы катастроф.
Ни у кого из нас нет желания пополнить неумолимую статистику и попасть в раздел «жертв». Все мы обладаем мощнейшим инстинктом сохранения жизни. Если дать краткую психологическую оценку результата этого природного дара, то мы легко найдём вторую сторону этой «медали» - здесь вы увидите несокрушимую веру человека в собственную «непотопляемость». Каждый верит в себя, как и те люди, верившие в то, что «Титаник» непотопляем. Всё, что случается с другими – это предмет коротких горестных размышлений о судьбах, но там, в потаённых глубинах, на самом донышке сознания, живёт неистребимое: я - везунчик, со мной ничего такого не произойдёт! Скорее всего, такая вера необходима человеку, но, думаю, что и спокойный, взвешенный анализ законов «жертвенности», без которой современный человек не может шагать по жизни – тоже необходим.
Отметим, что положительные сдвиги в пространствах, отвоёванных у эпидемий, болезней, войн, психических помешательств под названием геноцид, у человека есть. Но вот то, что человек (последние двести лет) с завидным постоянством приносит жертвы результатам своего творчества, продукту собственного разума и прогресса, заслуживает особенного внимания. Если войны и геноцид – зло, которое человек осознаёт и пытается ему противостоять, то плоды прогресса – это то, что даёт ему ощущение собственной силы, комфорта, возможность побеждать пространство и время.
Со времён гибели «Титаника», катастрофы в Чернобыле и по сегодняшний день – люди приносят своих собратьев в жертву технике. В этом завидном постоянстве – кроется успех сбора кровавой дани за скорость, за возможность покорять большие пространства в короткое время и подчинять себе новые виды энергии.
При этом отдавшие свои жизни во имя прогресса люди никогда не ощущали себя потенциальными жертвами, но, по сути - такова архитектоника новейших отношений человека с материей. Вдумайтесь во временные рамки: миллионы лет эволюции человека, и, всего лишь двести лет технократического безумия, наполненного непрекращающимися ошибками, движением вслепую, методом проб и ошибок. За всё надо платить!
Особенный урожай нелепых ошибок, недомыслия, беспечности и бездумных поступков, приводящих к трагической гибели людей, являет нам история покорения воздушного пространства. Автономность летательных аппаратов, их оторванность от земли и в силу этого невозможность изменить ситуацию в лучшую сторону с чьей либо помощью – каждый раз ставят безвинных людей в положение приговорённых к смерти, с ужасом ожидающих своего конца.
И за всем этим – всего лишь мелкие погрешности в конструкции узла или детали, неслаженные действия экипажа, его слабые навыки и издержки физических и психических состояний лиц отвечающих за безопасность полёта.
Эта книга рассчитана на широкий круг читателей. На конкретных примерах нашумевших авиакатастроф автором будет показан хирургический срез той структуры, в которой кроются роковые злокачественные связи элементов, связанных в одну цепочку.
Развитие событий в таких цепочках – поминутное, ежесекундное. Цена таких секунд – жизни сотен людей.
Для более яркого и образного воспроизведения закономерностей воздушных жертвоприношений, автор вводит в повествование вымышленный персонаж несуществующего бога – Молоха пространства и времени. Это условное божество зорко следит за деяниями человека, дерзнувшего покорить подведомственную ему стихию. Огонь на его жертвенном алтаре горит, не переставая днём и ночью. Здесь Молох творит свои тайные ритуалы, наказывая человека за его просчёты.

 

 

Синдром «Титаника»


И даже боги иногда спят. Поэтому человеку в это время всё дается легко и ему кажется, что он счастливчик. Сотворив немыслимое, человек восхищается своим гением, он устраивает шумный праздник победы и. провозглашает себя любимого – божеством!
Согласитесь, от такого шума может проснуться даже глухое существо, а сон у Молоха чуткий.
Мир ещё не знал такого ажиотажа, когда огромный океанический лайнер, провозглашённый непотопляемым, двинулся в своё первое плаванье. В это время люди, имеющие отношение к созданию этого чуда-техники, экипаж корабля и даже пассажиры – словно вдохнули вредоносного эфира, насыщенного парами эйфории: они не жили сейчас в реальном пространстве, они парили в неведомое, увлекаемые восторженным людским водоворотом и водами Атлантики.
Иначе трудно объяснить, почему капитан судна пренебрёг ЗАКОНОМ, запрещающим в первом плаванье использовать судовые машины на полную мощность. (Начало цепочки! Сотворив дело большое, человек возжаждал славы, он захотел удивить Новый и Старый свет рекордно скорым путешествием через океан!)
Может, многоопытная команда уменьшила скорость движения корабля, когда появилась радиограмма о дрейфующих в этом районе айсбергах? Ничуть не бывало! Может быть, они сделали это в связи с ухудшением видимости? Какое там! Забыв об осторожности, в лёгком эфирном течении, люди плыли, наслаждаясь шампанским и музыкой к краю бездонной воронки.
Назовём этот феномен веры в чудо технического совершенства - синдромом «Титаника». Как мне видеться, это чувство весьма схоже с эйфорией.
Человек, существо историческое, всегда ощущал потребность в вере: эта высшая потребность давала ему опору и оправдывала его существование в этом мире, но иногда ослепляла, заставляя забывать о реальности. Результаты – трагедии с неисчислимыми жертвами. Ещё совсем недавно человек поверил в то что «покорил атом» и ему дорого обошлась его наивность. Теперь он на новом пути: построил электронный коллайдер, где разгоняет элементарные частицы до сверхскоростей и сталкивает их, не зная, к чему это может привести. Но, так как предмет нашего пристального внимания – «пятый океан», с вполне понятной гордостью человека (считается, что воздух покорён!) за свершения, которые произошли в последние сто лет в авиации, вернёмся к волнующей нас теме.

 

 

КОНКОРД


Двухтысячный год от рождества Христова, жаркий июль в Париже. В международном аэропорту имени Шарля де Голля готовится к вылету самолет «Конкорд» авиакомпании Air France, выполняющий рейс 4590.
Пассажиры «Конкорда» - состоятельные люди, которые могли позволить себе приобрести билет за три тысячи долларов, чтобы через три часа, оставив позади океан, оказаться в Нью-Йорке - перед посадкой взирали на чудо современной техники.
Скажите, кого может оставить равнодушным эти запредельные формы, этот стремительный силуэт, с чуть наклоненной вниз кабиной, словно острым клювом фантастической птицы? Но вот пассажиры неспешно, как и подобает гражданам из высшей прослойки общества, занимают свои места в комфортабельном салоне. Кто-то из них летит на этом сверкающим белым лаком чудище впервые, и испытывает при свидании с ним лёгкое потрясение, но большинство уже успело привыкнуть к таким полётам и считало весьма удобным способом экономии времени.
Естественно, никто из вылетающих рейсом 4590 и не думал помышлять о том, что они «потенциальные жертвы», и, тем более никто не мог себе представить о существовании грозного божества пространства и времени. Да, присутствовало некое напряжение в полетах до этого, рокового; во время взлёта, беспокойство перед посадкой, когда земля стремительно приближается, но эти короткие мини-стрессы сменялись бурным ликованием после посадки – ведь они теперь уже на другом континенте, их ждут долгожданные встречи и новые впечатления.
Да, пассажиры живут в мире информации и знают о катастрофах, которые случаются в воздухе, но это – не про них, не для того они рождены (себе любимые) чтобы стать жертвой нелепой случайности, да и бывают такие случаи крайне редко. Что ж теперь, сидеть дома и не видеть этот широкий, полный неизведанного мир?
Средства массовой информации без устали вещают о чуде быстрого и комфортного перелёта через океан, о сверхзвуковых скоростях лайнера ставшего символом нашего времени. Действительно, «Конкорд», на котором собирались в полёт наши путешественники, был произведён в 1975 году и успел налетать двенадцать тысяч часов. За это время ничего кроме мелких неполадок, вполне естественных в процессе эксплуатации, выявлено не было. Человек мог с полным основанием сказать, что ему покорился сверхзвук. О чем он и заявил во всеуслышание, на весь мир, явно поспешив с этим. Но, ведь он искренне ВЕРИЛ в это, потому что перед ним, словно чудо, предстало творение его собственных рук!
Правда, авиакомпания, широко рекламирующая свои полёты, не рассказывала своим пассажирам о том, что в полёте фюзеляж самолёта от разогрева увеличивался на тридцать сантиметров (!), что пилоты не могли дотронуться рукой до остекления кабины – его температура превышала сто двадцать градусов. Эти «мелочи», в погоне за славой, не остановили человека, и он двинулся дальше, повинуясь своей непреложной «задачи действия», которую известные психологи вменяют ему в виде одной из доминирующих основ сознания.
Итак, Божество пространства вмешалось, чтобы пополнить свой алтарь жертвами: человечеству пришлось платить дань за скорость. В «жертвенном» пламени, сдобренном десятками тонн авиационного керосина, сгорели сто пассажиров, предвкушавших скорые деловые и родственные встречи, девять членов экипажа и четыре человека из гостиницы на земле, в месте падения.
Как же развивалась эта драма? Мы отдаём дань памяти ее жертвам – девяносто шести немцам, девяти французам, двум датчанам, американцу и австрийцу, и попытаемся пройти по тем звеньям цепочки, которые приведут нас к рассерженному, «карающему божеству», наказывающему человека за недомыслие. ( Может, и несправедливо! Не дав предупреждения, или сигнала о том, что надо что-то исправить. Но, «божество» капризно и непредсказуемо, в одних случаях оно сигнализирует, в других вторгается жёстоко и неумолимо.)
От взлёта и до падения прошли одна минута сорок три секунды. (Местное время взлёта: 16:42:17). Около тридцати секунд понадобились «Конкорду», чтобы набрать скорость на взлётной полосе, и чуть больше минуты самолёт находился в воздухе, прежде чем свалился на крыло.
Первым увидел пламя за хвостом, бегущего по бетонке самолёта, диспетчер «вышки». Он немедленно сообщил экипажу: «Конкорд 4590, у вас воспламенение, шлейф пламени позади вас.»
Почти тут же бортинженер докладывает об отказе второго двигателя. На бортовом самописце записаны звуки сработки пожарной сигнализации двигателя. Пилоты не знают, что горит не двигатель, и, принимают решение выключить второй двигатель, ведь самолет уже оторвался от земли и для немедленной посадки им не хватит взлётной полосы.
Решение экипажа: понимая, что развернуться обратно для посадки они не смогут, второй пилот запрашивает «Ля-Бурже» - соседний аэродром, на который было удобнее садиться, тем более, что шасси не убиралось, а скорость предательски не росла.
Руководитель полётов, приняв крен самолёта за попытку развернуться для посадки, дает команду пожарной службе занять позицию, но это был последний крен Конкорда – через секунды он врезался в землю.
Одна минута сорок три секунды – столько длилась трагедия. За это время экипаж успел выключить двигатель, не смог убрать шасси (хотя и выполнил все необходимые действия) и не смог связаться с «Ля- Бурже» - но это уже не имело никакого значения. Всё было предрешено. Жертвам досталась быстрая и лёгкая смерть: за эти неполные две минуты они ничего не успели понять. Они не могли видеть пламени позади самолёта, они не видели напряжённых, а может и искажённых лиц лётчиков, не слышали слов командира: «Слишком поздно.»
«Счастливые» обладатели билетов на Конкорд успели почувствовать невероятно глубокий крен, и через секунды были мертвы, и счастье их состояло в том, что не пришлось долго мучаться. Ведь в ряде катастроф, когда лайнер падает с большой высоты, пассажирам приходилось ждать смерти десятки минут. Нет, нашего Молоха никак не назовёшь гуманным небожителем. Это чувство ему не ведомо!
Факел, появившийся за хвостом самолёта, наблюдали не только диспетчеры, управляющие полётами. Счастливый водитель грузовика ( Счастливый, как видите, употребляем здесь уже без кавычек! Как тут не вспомнить знаменитые строки из песни Кикабидзе: «Для кого-то просто – лётная погода, а ведь это проводы судьбы.») увидел в окно автомобиля взлетающее чудо техники, и его спутница мгновенно ухватила редкий сюжет видеокамерой. Любуясь беспримерным силуэтом Конкорда, они обнаружили за его скошенными крыльями бушующий поток пламени.
Могли ли обладатели видеокамеры в тот момент думать, что судьба предоставила их глазам беспрецедентный акт жертвоприношения и начало короткой трагедии в воздухе, ставший страшным днём для родных и близких погибших, сделает их богатыми? Впоследствии, они продали телекомпаниям свой видеоролик за полмиллиона долларов.
Ну, а теперь время вернуться к началу трагической цепочки и проследить все её звенья. И, если комиссии по расследованию катастроф всегда ищут непосредственных виновников, и имеют цель сделать выводы, которые не позволят в дальнейшем повторить трагедию, то мы с вами, следуя желанию сохранить собственные жизни, не отказываясь от дальнейших полетов, сделаем ещё и собственные выводы, не подвластные никаким официальным результатам, объявленным общественности. ( Тем более, что автор в качестве лётчика отдал авиации сорок лет жизни и знает обо всех тонкостях не понаслышке).
Итак, за несколько минут до катастрофы, в аэропорту имени Шарля де Голля совершил посадку Боинг-747 президента Франции Жака Ширака, возвратившегося с саммита «большой восьмёрки» из Японии. В то время, как Боинг с президентом заруливал на стоянку, с роковой взлетно-посадочной полосы 26П взлетал пассажирский лайнер Мак Доннелл Дуглас DС-10 американской авиакомпании Continental Airlines. Во время разбега от одного из двигателей самолёта оторвалась титановая пластина – деталь, защищающая створки механизма реверса от износа. (Читатель, мы с вами у первого звена цепочки!)
Такое повреждение не представляло опасности для DC-10, но стало фатальным для «Конкорда».
Через четыре минуты сверхзвуковой лайнер разбегается по взлётной полосе номер 26П и на скорости 280 км/час колёса основного шасси наезжают на металлическую ленту. Одно из колёс лопается, что само по себе случается не так уж и редко: самолёты взлетают и садятся с одной лопнувшей покрышкой без особых последствий. ( Если бы не цепочка, где одно звено следует за другим: мы с вами держим в руках первопричину особенную, дающую повод Молоху преподать человечеству кровавый урок).
Ах, если бы люди постарались и сделали это колесо из другой резины – более жесткой и более прочной! Любая бы случайность, вроде той титановой ленты на полосе, не имела бы тех роковых значений. А если бы человек догадался бы и сканировал полосу перед каждым взлетом и посадкой на предмет посторонних предметов? Оказывается - придумать и построить чудо техники у человека ума хватило, но потратиться на обеспечение безопасности его может заставить только безжалостный Молох!
Сейчас, на соревнованиях по большому теннису на корте, зрители могут посмотреть повтор касания мяча, летящего со скоростью в 200 км/ч, с точностью до миллиметров, но в авиации сканирование взлётных полос до сих пор не введено! Дорого? Разве дешевле похоронить сотни людей?
Итак, идем с вами дальше по скорбной цепочке, за которую в ярости дёрнуло божество пространства. В известной исторической киноленте кузнец перед сражением с немцами сам смастерил себе стальную «кольчужку», но не успел сделать её достаточно длинной. Погибая от меча крестоносца, он успел сказать знаменитое: «Эх, коротка, оказалась кольчужка!»
В нашем случае – мягкой оказалась резина, которая, в силу конструкторских особенностей «Конкорда», стала и мечом разящим. Дело в том, что при взлёте, в момент отрыва переднего колеса, красавец самолёт напоминает взлетающего журавля с вытянутой вверх шеей. Его «подбрюшие» - центроплан, крылья, в которых расположены топливные баки, подставлены набегающему потоку воздуха, а вместе с ним и улетевшим фрагментам покрышки, кинетическая сила которых во много раз была увеличена скоростью движения лайнера. И, опять, же! Будь прочнее обшивка в районе топливного бака №5, нам бы не пришлось с вами вспоминать про третье звено роковой цепи.
Из пробитых топливных баков хлынул керосин, воспламениться которому было совсем просто: он вытекал и распылялся потоком воздуха в районе выходного сопла двигателя, работавшего на взлётном режиме. Жертвенный огонь по понятиям Молоха, получился славный: горючая смесь керосина с воздухом поступала в выходящую струю горячих газов от работающих двигателей Конкорда. И хотя официальная комиссия по расследованию инцидента главной причиной возгорания топлива посчитала разрыв электрической проводки на основной стойке шасси с поврежденной покрышкой, мы оставляем это на их совести. Даже многие непосвященные знают – для воспламенения керосина икры недостаточно, необходима подходящая температура, которую обеспечивали выходные сопла двигателей.
Мы прошли с вами по цепи «причин и следствий», осталось остановиться на последствиях, занявших по времени какие-то полторы минуты перед смертельным вердиктом. За это время срабатывает пожарная сигнализация двигателя №2 и пилоты отключают его ( Тем более, диспетчер с земли сообщил экипажу о факеле пламени) Вслед за вторым отключается и двигатель №1. Попытки второго пилота вызвать аэродром «Ля – Бурже», (посадочная полоса которого совсем рядом!) прерывается словами командира: «Слишком поздно.»
Точка в рейсе сорок пять девяносто поставлена, пожарные расчёты, и спасатели под вой сирен устремляются к месту падения.
Дальше – по древней человеческой традиции: «Мёртвые в землю, живые за стол». Для кого-то это был стол поминальной тризны, а для компетентной комиссии это стол, к которому несли бумаги: материалы дешифровки контрольной пишущей аппаратуры, протоколы заключений специалистов и экспертов. Здесь вырастали тома «дела», призванного скрупулёзно выявить каждую крупицу и восстановить всю конструкцию трагедии.
Ответим и мы с вами, как люди здравомыслящие, есть ли в данном случае прямые виновники катастрофы?
1) Те люди, что прикручивали титановую пластину на двигателе самолёта DС-10, могли добросовестно выполнить свою работу: вполне вероятно, что крепление ослабло в ходе эксплуатации, в процессе вибрации, а значит налицо конструктивный просчёт, где никогда невозможно найти виновных. Могут ли специалисты, готовящие лайнер перед вылетом осмотреть каждый винтик конструкции? Практически это невозможно и дефект проявляется в каждом конкретном случае, при случившемся инциденте, или тогда, когда жертвы уже принесены!
(Наверняка, после катастрофы все самолеты DC-10 c проклятой пластиной на двигателях были осмотрены! Очень возможно, что произошедший случай – единичный, за всю историю эксплуатации этой техники. Увы, нам, читатель, этого никогда не сообщат!)
2) Осмотр полосы перед взлётом (посадкой) каждого самолёта при помощи телекамер, методом сканирования. Не было в 2000 году, как нет и в теперешнее время, хотя и осуществимо.
3) Проблемы колес «Конкорда». Качественные и прочностные характеристики резины: кто из конструкторов мог подумать, что на полосе окажется не просто металлическая, а титановая пластина! Колёса были рассчитаны на возможно жёсткое соприкосновение с бетоном и последующее торможение с предельным весом «Конкорда». И они – до сего момента – справлялись со своей задачей. (Правда, после происшествия – конструкция колес была изменена).
4) Так же была усилена конструкция обшивки крыла, но все эти новшества, увы, уже не имели значения.

 

* * *


Сверхзвуковые проекты под именами «Конкорд», и Ту-144 прекратили существовать вовсе не из-за громких катастроф. Люди поняли, что поспешили заявить о покорении сверхзвука. Это была техника не рентабельная, дорогая в обслуживании и непредсказуемая в эксплуатации. Скорости отошли на второй план, уступив место надёжности, комфорту.
Синдром «Титаника» - вера в безупречность собственных творений - в случае с «Конкордом» проявилась в полной мере. Человеку теперешнему, мне кажется, уже пора ставить под сомнение любые новшества и думать о том, какие беды принесёт ему его новое открытие.
К информации читателей: до сих пор судебные иски родственников погибших в авиакатастрофе «Конкорда», рассматриваются в судах. До сих пор суды не могут найти прямых виновников, (хотя и предъявляются претензии даже к авиакомпании Мак Донелл Дуглас за потерю титановой пластины на полосе!) да и не найдут никогда! В этом случае – придётся осудить всё человеческое сообщество, дерзнувшее в короткие сроки освоить запредельные скоростные режимы, и - запретить человеку подниматься в воздух.
Кстати, на технические неисправности (читай: техническое несовершенство), как и на конструктивные погрешности, приходится всего лишь около пятнадцати процентов всех авиакатастроф. Но мы преднамеренно рассматриваем с вами и ставим под цифрой «один» именно эту проблему – ибо именно она и есть «лакмусовая бумажка» прогресса, категорическое свидетельство движения человека методом проб и ошибок.
Судьба «Конкорда» рейса 4590 как нельзя лучше иллюстрирует нам синдром «Титаника», и тот порог возможностей человека, который на данном этапе заставляет его отступать (временно!) или работать в других направлениях.
Для того, чтобы лететь со скоростью больше сверхзвука, такой махине как Ту–144 или «Конкорду», требовалось три составляющие: обтекаемые формы, достаточная тяга (или мощность двигателей) и как можно меньший вес самолёта.
Отношение силы тяги к массе конструкции – это и есть краеугольный камень, о который разбилась мечта человека летать как можно быстрее сейчас, сегодня, а не завтра. Ведь именно это заставило конструкторов сделать обшивку крыла тонкой, а колёса лёгкими. Но! Жертвы принесены, бесценный опыт положен в копилку и ждёт появления нового вида топлива, новых материалов для конструкции летающей техники.
В данное время человек озабочен совершенно иным: как уменьшить скорость челноков, летающих в Космос, при снижении и входе в плотные слои атмосферы. В 2003 году космический корабль «Колумбия», отслужив двадцать лет на благо НАСА, разрушился под действием раскалённых газов, похоронив при этом семь американских астронавтов. Перед гибелью, его скорость снижения составила около шести скоростей звука! В 1986 году взорвался и сгорел вместе с семью членами экипажа на высоте 14 км «Челленджер» («Бросающий вызов»), слетав до этого в космос девять раз.
Что ж, видимо Молох принял этот «вызов», как должное. В данном случае, он наказывал людей за то, что они пожалели денег. Видно путём теоретических расчётов специалисты не могли рассчитать количество полётов, способных выполняться челноками при таких условиях. Пришлось платить жизнями! Полёты «шаттлов» при высоких температурных режимах без спасательных кабин для экипажей не могли обойтись без жертв. Разве это сразу не было понятно?

 

 

СУДЬБА «СТАРШЕГО БРАТА» КОНКОРДА


Рассказывая о трагедии с «Конкордом», было бы несправедливо не вспомнить не менее трагичную историю советского лайнера КБ Туполева. Мистика погони за первенством в покорении скорости превосходит всякую реальность.
И все-таки первым сверхзвуковой лайнер взлетел в Советском Союзе 31 декабря 1968 года. Англо-французский «Конкорд» поднялся в воздух в феврале 1969 года, уступив в погоне за славой первооткрывателей какие-то десятки дней. Еще бы: могучая держава возвела проблему создания Ту-144 в разряд политических, демонстрируя всему миру превосходство над Западом.
Андрей Николаевич Туполев начал работы над проектом Ту-144 в 1963 году, будучи уже серьезно больным. В качестве главного конструктора он предложил своего сына, Алексея Андреевича, но многие ведущие конструктора стали отказываться работать под его началом. К тому же в ЦК КПСС ему сказали: «Учтите, это не Ваша вотчина!» (Речь шла о КБ) Пришлось работами руководить самому знаменитому конструктору, хотя в «главных» числился его сын.
Своим авторитетом Туполев привлекал к работам все основные лаборатории ЦАГИ, ЦИАМ, ЛИИ, другие институты и заводы. Своей властью он переводил деньги с других проектов (Ту-22М Д.С. Маркова, Ту-154, Ту-142 Н.И. Базенкова)
Одновременно с работами в прессе шла открытая реклама проекта, где было заявлена дальность полета на сверхзвуке 6500 км! Специалисты знали, что единственный, существовавший в те времена двигатель с нужной тягой НК-144-22 не отличается экономичностью. В результате – два таких двигателя могли обеспечить практическую дальность полета в 3200км. Вместо вожделенного перелета на сверхзвуке из Москвы в Хабаровск, получалось только до Ташкента или Алма-Аты с расходом на каждого пассажира почти по тонне топлива!
Первые Ту-144 стали обслуживать линии только на Ташкент и Алма-Ату. Но на этом было остановиться невозможно. ОКБ Соловьева создает двигатель с тягой в 20 тонн на безфорсажном режиме. Однако температура в его корпусе доходит до 430 градусов по Цельсию! Но и это не остановило конструкторскую мысль. Коробки приводов выносят из гондол двигателей, обеспечивая связь длинными механическими валиками.
Самолет с этими двигателями сумел все-таки дойти до Хабаровска. Но, с двумя пассажирами на борту, из салона были сняты все кресла, добавлены дополнительные баки с горючим. Учитывался и ветер, который для полетов на восток был всегда попутным. Спрашивается, зачем было все это делать и тратить на это бешеные деньги, если все эти усилия не имели практического значения?
Впрочем, здесь даже не нужны объяснения. Нужно было еще раз заявить во всеуслышание об удивительных достижениях, ведь обыватель все равно не узнает подробностей, а если и узнает, то в совершенно ином времени, в том, котором мы сейчас с вами пребываем.
Примечательно следующее. Американская фирма «Локхид», прикинув затраты и ожидаемые убытки, прекратила работы по сверхзвуковому проекту. Так, то же частная фирма! Другое дело – сверхдержава, которая никогда ничего не считала (пустая трата времени!) и которая на щите несла девиз: «Вперед и вверх!» Вопрос, конечно, вечный. И он не перестанет волновать умы последующих поколений. Что важнее, ложка вкусного супа, золотая жизнь, или безудержный полет мысли, когда не до супа и не до самой жизни, а надо совершить что-то важное.
По большому счету, если бы экономисты и прагматики руководили советским народом в шестидесятые, а был бы Гагарин?
Но вернемся с вами в Ле Бурже в лето семьдесят третьего года. Здесь, на международном авиационном салоне должны состояться показательные полеты двух «дримлайнеров». Это было самым важным и самым ожидаемым событием для мировой общественности, прессы и просто для широкого круга людей, живущих в эру авиации.
Советский экипаж Ту-144 провел в гостинице непростую ночь со 2го на 3 июня. Обсуждался показательный полет «Конкорда», который удивил собравшихся на аэродроме гостей. Снижаясь и заходя на посадку, он имитировал ее, коснувшись колесами бетонки, с гордо поднятой «шеей» и «головой-кабиной», словно у журавля, и тут же взмыл в небо, на взлетном режиме двигателей! Эффект был потрясающий, люди ликовали, подбрасывая вверх головные уборы.
Главным в дебатах команды Ту-144 был вопрос о том, что они могут противопоставить «Конкорду». Повторять его маневр не было смысла, нужно было придумать что- то свое, оригинальное.
Что придумали летчики, мы с вами не узнаем, они унесли с собой свои задумки о маневре при проходе над полосой, но, судя по записям видеокамер, самолет стал разваливаться на части в воздухе. Это могло стать возможным только при создании перегрузок превышающих допустимые.
Были свидетели, которые перед самим полетам, слышали от летчика-испытателя М.В. Козлова роковые слова. «Что ж, если пропадем, так все вместе!» - сказал он, обращаясь к экипажу. И это произнес человек, который слыл среди летчиков крайне осторожным.
Итак, вместе с Козловым погибли летчик-испытатель В.М.Молчанов, штурман Г.Н. Баженов, заместитель главного конструктора инженер генерал-майор В.Н. Бендеров, ведущий инженер Б.А. Первухин и бортинженер А.И. Дралин. Под взорвавшимися обломками самолета погибли восемь жителей деревеньки в окрестностях Ле Бурже.
Вот ведь! «Старший брат», взлетевший первым, первым и погиб. Можно считать мистикой, что «Конкорд» упал через семь лет, в июле, всего лишь в нескольких километрах от «тушки».
Сразу после катастрофы появилось несколько «удобных» версий в первую очередь для конструкторов и страны-производителя.
Первая. Экипаж совершил резкий маневр при неожиданном появлении французского истребителя «Мираж», задача которого была сфотографировать советский Ту-144 в полете.
Вторая. Одна из местных телекомпаний просила разрешения взять в полет их оператора для съемок. Получив отказ, они все же оставили одну из камер экипажу, в надежде получить видеоматериал. По предположениям, камера, упав, могла заклинить управление (!!)
Третья. На самолете установили новую электронную систему, которая снимала усилия на колонке управления в кабине у летчиков. Систему не успели довести окончательно, испытать, и дать «добро» на ее эксплуатацию. Поэтому на ее пульте тумблер включения должен находиться в положении «выключено», и «законтрен» проволокой, исключающей случайное включение. В ходе расследования катастрофы были найдены элементы пульта с включенным злополучным тумблером.
Ну, и, наконец, последняя, самая может не удобная, но самая похожая на правду версия. Недопустимый для планера самолета маневр, который экипаж попытался совершить, чтобы потрясти зрителей. И это экипажу удалось! Ценой собственных жизней.
Точку в эксплуатации Ту-144 поставила вторая катастрофа лайнера в районе Ильинского Погоста. На высоте три тысячи метров командир включил вспомогательную силовую установку, которая располагалась в гондоле третьего двигателя. Произошла утечка топлива, и затем - возгорание. Экипаж принял решение на вынужденную посадку вне аэродрома. Несмотря на профессиональные действия летчика-испытателя В. Попова, самолет частично разрушился. Экипаж покидал самолет через форточки в кабине и через переднюю входную дверь. Два бортинженера (О.А. Николаев и В.Л. Венедиктов) оказались зажатыми на рабочем месте деформированными частями самолета и погибли.
К 1978 году четырнадцать построенных Ту-144 прекратили свои полеты. Десятилетняя история сверхзвука на пассажирских линиях окончилась с гибелью «Конкорда», канула в небытие и беспримерная эра тотального соревнования двух систем. И только беспримерный профиль гордой стремительной «птицы» еще долго будет жить в памяти и сознании людей.

 

 

НЕОТВРАТИМАЯ ЛОГИКА СТАТИСТИКИ


Человек любит всё систематизировать, всюду вводит статистику, и хотя все эти вещи мало в чём ему помогают, в данном случае, он видит возможность обозревать последствия своей деятельности.
Официальные данные говорят: в России, на воздушном транспорте погибают насильственной смертью за год до 260 человек. В мире – 2-3 тысячи. Меж тем наземный транспорт приносит в жертву больше миллиона человек в год, каждый пятый из них – ребёнок! (В день в среднем погибает три тысячи человек.) Мировой ущерб, который наноситься национальным экономикам, составляет 500 миллиардов долларов США.
Обильные жертвоприношения Молоху не прекращаются ни днём, ни ночью. И это невозможно назвать войной, это просто жестокие уроки Божества младой цивилизации в том, как правильно использовать скоростные показатели техники, в каком состоянии садиться за руль машины, за штурвал самолета, как выбирать условия движения и какие меры предосторожности принимать, чтобы не превратить свою жизнь в элемент статистики.
О чём свидетельствуют приведённые цифры? О том, что автомобильный транспорт – более массовый. Но принцип жертвенности – тот же самый. Жертвой становится тот, кто не умеет правильно выбирать. Каждый из нас ежедневно поставлен перед выбором: мы выбираем скорость перемещения в зависимости от условий - характера дорожного покрытия, наличия сцепления колес (мокрая дорога, сухая, покрытая льдом, снегом), наличия достаточной видимости (снег, дождь, туман) и, безусловно, вливаясь в поток всеобщего движения, мы должны безостановочно оценивать текущую ситуацию и принимать правильные решения.
При самых позитивных возможностях человека (достаточный опыт, хорошая реакция, умение быстро ориентироваться в ситуации), мы должны учесть его внутреннее состояние за какие-то мгновения до трагедии. Куда так спешил человек, пытаясь нагнать десятки минут, или какой-то час времени, чтобы попасть в вечность, почему он настолько свыкся с машиной (самолётом), что не замечает убийственной скорости и пренебрегает элементарной осторожностью?
Подавляющее число людей гибнут по собственной неосторожности. (По статистике около 80%) Неосторожность – неправильная оценка технических возможностей средства движения, неправильная оценка условий движения и, наконец, неправильная самооценка (как общечеловеческих возможностей, так и личностных, присущих только мне).
Вот три основные составляющие неосторожности, которые входят в так называемый человеческий фактор, объясняя который, человек пытается погрузиться в довольно туманные глубины собственной психологии, но, если сказать доходчиво и просто, то человеку свойственно ошибаться, потому что его внутренняя сущность постоянно дрейфует от состояния покоя (сознания статического)- к состоянию движения (состоянию динамическому, сознанию производящему решения).
Практически это выглядит так. Вы садитесь за руль своей машины и замечаете, что вчерашний талый снег превратился в наледь, дорога скользкая. «Ехать надо осторожно!» - срабатывает Ваш «компьютер». Но проходят какие-то три минуты, и вы начинаете думать об оценках Вашего сына, о разговоре с ним и т.д. Вы десяток лет уже ездите на машине и все движения ваши доведены до автоматизма. Уютный тёплый салон, музыка, положенная осмотрительность при начале движения – всё это, кажется, не мешает обдумывать какие-то свои дела, вспоминать поступки близких, приятные моменты жизни.
Так, двигаясь в потоке машин, незаметно для себя вы от «динамики» осознанных действий, вернулись к «статике», не заметили, как сократилась дистанция с впереди идущей машиной и, нажав на тормоза, поняли – машина продолжает движение, потому что скользко! Удар о бампер чужой машины надолго вернёт Вас к необходимости сохранения «динамики» вашего сознания на всё время движения, но это будет уже потом: сейчас надо платить деньгами!
Хорошо, что расплачиваться пришлось только деньгами! Мы с Вами никогда не узнаем, о чём думал любимец публики Караченцев, когда превысил скорость на скользком покрытии, почему Михаил Евдокимов и Владимир Мулявин позволяли себе движение с повышенной скоростью. И это же можно сказать о десятках тысячах неизвестных нам людей, ставших голым статистическим фактом смертей и увечий. Не слишком ли дорогая плата за сэкономленные минуты?
В большинстве случаев человек сам расписывается на «своей заявке» в канцелярию Молоха и служкам божества остается только принять к рассмотрению вопрос о последних минутах жизни человека.
Есть и ещё одна составляющая неосторожности, (её можно назвать четвёртой, но она стоит особняком!) Это отступление от правил (руководства по эксплуатации, инструкций по техники безопасности), которые сам же человек и разработал. Лётчики, например, говорят, что все инструкции и наставления написаны кровью, и здесь нет никакого преувеличения.
Тогда что же заставляет человека игнорировать сублимированный опыт поколений, забывая обо всём поступать неосторожно? Как нашаливший ребёнок, он полагает что ему, любимому, простится всё! Как правило, в большинстве отступлений от правил, повлёкших за собой большие человеческие жертвы, лежит банальное желание человека выбрать самый простой вариант, в результате которого он минует некоторые нежелательные для него последствия. Например: потеря времени. В авиации самое распространённое явление – нежелание экипажей садится на запасные аэродромы для дозаправки топливом. Очень часто самолёты падают, не долетев до аэродрома, с пустыми баками.
При появлении на маршрутах непрогнозируемых гроз, при изменениях маршрутов движения перед лётчиками стоит выбор: обойти грозу, вернуться за невозможностью обхода, сесть на запасной аэродром или. Может попробовать пройти над грозой сверху? Но это категорически запрещено наставлениями. На практике, многие лётчики делают это, предварительно оценив верхний край грозовых «шапок» и это – прямое нарушение лётных законов.
Именно так поступил командир Ту -154 го, упавшего на Украине с высоты двенадцати тысяч метров. Голова лётчика в момент принятия решения была забита мыслями о перерасходе топлива в случае возврата, об убытках компании, которые принесут снижение его рейтинга, как пилота.
Неосторожность человека, которому доверены жизни многих людей, превысила всё допустимое, и Молох спокойно собирал жертвы неорганизованности, жадности авиакомпании, где приоритетом стали доходы кучки людей, а не безопасность полёта. В этих случаях божество неумолимо.
Читатель, оглянемся на наше время, в котором мы живём. Человек побывал на Луне, регулярно летает в Космос. Космический аппарат «Хаббл», созданный усилиями многих тысяч специалистов, высылает на Землю фантастические сюжеты галактик отстоящих от нас на миллионы световых лет. Просто дух захватывает при виде цветного полотна туманности в созвездии «Ориона»! Мы видим картинку, которая родилась полторы тысячи световых лет назад и дошла до нас в этой феерической цветовой гамме.
Нынешний человек способен постигать то, что ещё вчера нам казалось чистой фантастикой, но при всех своих возможностях, он постоянно расписывается в собственной несостоятельности в проблемах организации передвижения на земле и в воздухе, он демонстрирует своё бессилие, когда дело касается безопасности регулярных полётов над Землёй. И только безвинные жертвы заставляют его срочно предпринимать меры и тратить деньги на улучшение систем обучения персонала и введение технических новшеств в обеспечении движения.
Читатель! В последующих главах ты прочитаешь о самых громких человеческих ошибках, приведших к гибели сотен пассажиров одновременно.

 

 

САМОУБИЙСТВЕННЫЕ ИГРЫ С БОЖЕСТВОМ


22 марта 1994 года, в обеденное время, из Москвы в Гонконг взлетел аэробус А-310 авиакомпании «Аэрофлот». Вот уже четыре часа (из девяти расчётных до посадки) пассажиры рейса 593 отдыхали, удобно устроившись в мягких креслах.
С высоты десяти тысячи метров Земля кажется глыбой, закутанной в вуаль: громадное тело планеты как будто выдыхает белую молочную дымку. Сквозь это молочное месиво, оставляя за собой сотни километров, несётся алюминиевый «челнок», наполненный людьми.
В салоне лайнера, пассажиры, каждый по–своему, проводят время, надеясь на свою счастливую судьбу и доброго джина, заведующего быстрыми перемещениями из одной части суши в другую.
Командир аэробуса А-310 Кудринский - опытнейший пилот компании – смотрел через остекление кабины на привычную череду облаков, расстилавшуюся перед ними внизу. Вскоре облака начали редеть, видимость в воздухе, ставшем более прозрачном, улучшилась и земля, постепенно погружаясь в сумерки, обозначила горизонт: над ним зажигались редкие звёзды. Этот переход из дня к ночи на больших высотах всегда завораживает: и края облаков, подсвеченные уходящими алеющими лучами, и первые звезды, повисшие в успевшей потемнеть части неба.
Сколько бы часто Вы не видели эти картинки, Вам никогда не надоест смотреть их снова и снова, никогда гениальный художник-создатель не предложит Вам двух одинаковых сюжетов.
Для командира корабля, налетавшего в небе около десятка тысяч часов, небесные красоты уже стали частью его жизни, своеобразными домашними декорациями, среди которых он находился длительное время. Ему было хорошо известно, чем кроют крыши в разных уголках мира, и какой свет исходит от суши, где расположены громадные мегаполисы, хотя бы тот же Гонконг, куда он вёл свой лайнер. Светящееся земное полотно ночью в хорошую видимость может простираться до горизонта, сливаясь у самой его кромки с небесными галактиками: и под тобой, и над тобой – мириады огней.
Земные огни могут рассказать Вам о многом. Вот, например, если с востока летишь над российскими просторами, после Биробиджана огней всё меньше и меньше. На пространствах в тысячи километров – редкие светляки, словно затухающие головешки среди сопок и бескрайнего леса. Здесь земное пространство не может соперничать с небесной россыпью звёзд, оно смотрит своим застылым лицом вверх, в немом ожидании.
Чем дальше к Уральскому хребту, тем больше на земле горящих пятен. В западных пределах, за Бугом – полыхающее марево всё плотнее, своим кричащим разноцветьем оно выигрывает у ночного неба, делая его лишь слабой иллюстрацией океана земных огней. Небесным галактикам, далёким и холодным, остаётся с удивлением всматриваться в буйство земного полотна. А ведь и правда: отсюда, с высоты полёта, огни внизу ярче, теплее и ближе звёзд – лёгкий неон среди улиц и городов струится по стеклянным трубкам, словно горячая кровь по венам.
Обо всём этом думал командир корабля, склонный пофилософствовать и не устающий восторгаться небесными картинами за бортом. Он наблюдал, как ночь начинает вступать в свои права, как неожиданно исчезает облачность. Пилот привычным взглядом окинул приборную панель: ситуация штатная, аэробус выдерживал заданные параметры на автопилоте: высота, скорость и курс соответствовали расчётным. Мог ли опытнейший лётчик предполагать, что через тридцать минут он погибнет, разделив скорбную участь со своими пассажирами?
Прозрачный воздух обнимал землю, и здесь, на высоте десяти километров, линия горизонта пропадала среди лёгкой дымки. И лишь одна звезда, среди редких звёздочек, появившихся на небосводе, отсвечивая ровными рядами горящих иллюминаторов, падала: падал самолёт, наполненный пассажирами. Он кружился в небе по нисходящей спирали, подчинённый законам земной тяжести и динамики плотных тел в менее плотной воздушной среде. Десяток долгих минут до встречи с землёй обречённые люди ждали своего конца. Самолёт был исправен, пилоты здоровы. Кем же были приговорены безвинные жертвы к страшной участи?
Молох пространства и времени в подведомственном ему измерении, устанавливал свою квоту, сегодня он собирал свою кровавую дань. Его карающий закон требовал отношения к себе, как к религии; выполнение ритуалов лётного дела должно стать среди людей святыней, через которую нельзя переступать! Преступившие закон, наказывались смертью, вместе с теми, кто не был причастен к святотатству.
Впрочем, человек, севший в самолёт пассажиром, уже переступил черту. Он зачислен божеством в «похитители времени», поэтому должен платить за украденные для себя часы.
Молох пространства не мелочен, он часто прощает человеку ошибки, за которые уже заплачено кровью. Но, как правило, одно пренебрежение к святыни, влечёт за собой другое – выстраивается длинная цепочка, звенья которой ведут в «приёмную» карающего божества.
На высоте десяти тысяч метров пассажиры допивали свой кофе, когда поняли, что с самолётом происходит что-то неладное. В относительно спокойном воздухе машина слегка проседала, или неожиданно давала небольшие крены.