РОМАНТИКА, СОЕДИНЕННАЯ С ТАЙНОЙ

 Романтика, соединённая с тайной.

(О творчестве Александра Соколова)

«Сколько есть неоткрытых сторон! / Все они обступают меня, проступают во мне, / как узоры на зимнем окне, очень медленно тают, / и вновь открываются                       в раме рассвета / неоткрытые стороны света…»                                                                                         

Юрий Левитанский.

Литературе, как и душе, вечной загадке человеческой натуры, присущ наиболее тонкий слой самовыражения. Поэтому хорошие книги, в которых мы обязательно находим отражение своих чувств и мыслей, схожих с миропониманием писателя, могут жить особой таинственной сутью, и порой для бытия текста важно ощущение опоздания: и авторского, и читательского. Так произошло с книгами Александра Соколова, давно прочитанными, словно ожидающими нужного момента, возвращая к повторному прочтению, что, согласитесь, бывает не часто.

Лев Толстой, размышляя о писательском труде, считал, что слуги пера должны «не сочинять, а рассказывать то значительное и интересное, которое им случилось наблюдать в жизни». Есть писатели, художественные произведения которых в буквальном смысле - яркая иллюстрация их собственной жизни. Это в полной мере можно отнести и к Александру Ивановичу Соколову, члену Союза писателей Беларуси, Союза Российских писателей, человеку интересной биографии и мужественной профессии лётчика. Сорок лет он отдал авиации, семь из них – работе в частных авиакомпаниях. Служил в военно-воздушных силах на Камчатке, в Белорусском военном округе, выполнял боевые задачи в  Афганистане, летал на истребителях в Грозном. Награждён орденом Красной Звезды.

Александр Соколов, говоря о своей судьбе, видит её в трёх жизненных измерениях: первое – юность, второе – «полёт над землёй», третье –  «путь  к человеческим сердцам» через творчество, когда возникла потребность осмыслить пережитое, запечатлеть его на бумаге. Поэт Марина Цветаева делила всю жизнь на три периода: предчувствие любви, действие любви, воспоминание. Если задуматься, здесь есть немало общего: у Александра Соколова,  подчинившего главное силе любви, альфе и омеге всего сущего, многое так же исходит из любви, когда в каждое дело вкладываешь душу, искренне отдавая себя людям и единственной профессии.

Анализируя прочитанное, богатый событийный опыт, автор отдаёт творческое предпочтение таким разным писателям-романтикам, как Джеку  Лондону,  покоряющему суровой и возвышенной героикой экстрима, Александру  Грину, дарящему надежду и удачу, Михаилу Булгакову, выстраивающему  через мистику жесткую действительность, поэту Роберту Бёрнсу, весельчаку и оптимисту, влюблённому в жизнь. При этом он не уходит от реализма, показывая «жизнь во всех её проявлениях», и неслучайно в его произведениях побеждает жизненный взгляд на литературу, а восторженное, романтическое «путешествие во времени и пространстве» не заканчивается, поражая неоднозначностью и многообразием.

Книга «Полёт над землёй» посвящена людям лётной профессии,  возвращая им былой ореол, вызывая неподдельный интерес  и стремление к беспредельным открытиям. В Республиканском конкурсе на лучшее произведение 2009 года она получила диплом первой степени. Писатель не может существовать, не обладая поэтическим восприятием жизни, не ощущая окружающее как величайший дар, доставшийся нам от поры детства. Это отмечал Константин Паустовский, каждодневно собирая литературный материал, так же свои «миллионы песчинок»,  незаметно для самого себя, на протяжении жизни искал и Александр Соколов.

Копились невидимые духовные богатства, чтобы появилась на свет повесть с необычным названием « Камчатка – дельфин розовый», своего рода, цикл неожиданных рассказов, удивляющих оригинальностью и неподкупной простотой правды, неординарностью ситуаций, пережитых автором и оставшихся в памяти, благодаря его тонким наблюдениям и образному воображению. Он поведал о временах, которые сегодня называют «застойными». Но так ли это было на самом деле? А иначе, где они в наши дни надёжные и волевые мужчины, поражающие своей внутренней силой и профессионализмом?!

Помимо великих святынь духа людям нужны святыни обыденные, на каждый день, для общения  и понимания, идущие из беспокойной человеческой души. «Ни в чём не проявляется так характер людей, как в том, что они находят смешным», - замечал немецкий поэт Иоганн Гёте. И действительно, Александр Соколов пишет о том, что «люди в разной мере наделены чувством юмора». «Нелёгкие будни» службы «защитников Отечества на дальних рубежах» разнообразила шутка и выдумка, в которых побеждала авиация, «её величество справедливость»  и «крепкая бескорыстная мужская дружба». Здесь крылась своя романтика, сопряжённая с забытым в нынешнем веке экстримом настоящих мужчин, о которых рассказывает автор, а значит, они ещё есть и сегодня, не смотря на аморфно разрастающийся офисный планктон. Героям А. Соколова свойственна самоирония, лёгкость бытия вопреки сложным жизненным обстоятельствам. Они входят в пространство текста естественно и органично, образуя целую галерею и главных, и эпизодических образов, когда стиль автора непроизвольно бежит вслед за историей человека,  портретные штрихи которого схвачены одновременно насмешливым и очень внимательным человечным взглядом художника.  

Каждая отдельная ситуация поглощает и захватывает, вызывая острый интерес и понимание того, что книга написана состоявшимся мастером слова. Авиация, заряжённая оптимизмом и народным юмором, где сочная речь, типа «бё-ныть» – неотъемлемая часть и доказательство жизнелюбивого характера героев А. Соколова, представляющих особый мир Камчатки: «Обитатели краешка земли, приютившиеся на груди Тихого океана…». На первый взгляд, может показаться, что они лишь весело отбывали свой срок службы, автор армейские тяготы оставляет за кадром, ведь читателю гораздо любопытней сами люди и их судьбы, хотя порой  всё-таки делается акцент на ту боевую задачу, которую выполняли лётчики, а она была отнюдь не из второстепенных в масштабе государственной безопасности, тогда ещё единой и великой державы, -- военнослужащие «прослеживали траекторию полёта баллистических ракет, запущенных с Байконура».

А. Соколов поэтично рисует зимние пейзажи суровой природы Камчатки, где «снег преобладал над всем», создавая неповторимые сочетания цветов и красок, целые полотна с «лазурным небом», с «сопками, окрашенными алыми всполохами». Зовёт к себе   удивительный и до конца неизведанный край, романтически воспетый и музыкально звучащий в стихах: «Камчатка розовым дельфином/ впадает в Тихий океан…». Запоминаются надолго шекспировские истории, в которых трагическое и комическое соседствуют рядом: «Ломакин Федя, Захаровна и Букет», «Медведь Машка, солдат Сашка и новогодняя бражка», «Синоптик Симкин» и многие другие.

Любые истории имеют своё начало, но и, как говорит автор, «всякие истории имеют своё завершение», поэтому их нужно просто читать, а прочитываются они на одном дыхании.

Другой цикл рассказов «Самолёты сами не летают» - гимн отважным лётчикам, легендарному штурмовику Леониду Беде и герою- истребителю Ивану Кожедубу, до конца верным небу: их слава не заслонила их  человечность. Как и героям чешского писателя Ярослава Гашека, смеющимся «над собой», «ничто человеческое им не чуждо», ведь их объединяла вера в лучшие дни, в удачу, в этом они были неисправимыми романтиками ушедшей эпохи, талантливо и образно запечатлённой  Александром Соколовым.

Американский писатель Рэй Брэдбери был убеждён, чтобы стать мужественным и сильным: мужчине необходимо путешествовать. Александр Соколов, создавая собственное «путешествие во времени», дополняет мысль не менее важной деталью, обращая внимание на то, что «по-настоящему мужчина красив только тогда, когда занят своим любимым делом». «Потерянные планеты, или Алмазы и пепел саванн» -- документальная повесть, посвящённая памяти белорусского экипажа, погибшего под Луандой, и всем лётчикам, не вернувшимся с «чёрного» континента.  Это -- «Лётчики-африканеры», «труженики пятого океана», работа которых сродни «игре в русскую рулетку», «каждодневный риск», посадка тяжёлых машин с перегрузом на грунтовую и глинистую почву.

Время, летящее и неподвижное, перетекающее в вечность, жизнь и движение «в непрекращающемся потоке» бытия, следы далёких эпох удалось передать А. Соколову, получив от стран, где работал: Конго, Ангола, ЮАР, «больше впечатлений, чем денег». Прошлое и настоящее предстало в «смешении времён», открывая «неотразимую картину мира».

«Зелёные холмы Африки» манили многих путешественников, ими восторгался американский писатель Эрнест Хемингуэй, уверенный в том, «кто побывал в Африке, будет снова и снова стремиться сюда…».  У Александра Соколова свой взгляд на своеобразную загадочную землю, на континент, измученный в беспрерывных потрясениях, на её людей, которые исчезли  «во времени», на поколение, «потерянное в войнах».

Образ войны волнует писателя, к этой теме он постоянно возвращается в своих произведениях, война - «один из самых великих парадоксов человечества», и мы, по мнению автора, «дети кровавого, но, как ни странно, романтического века».  Перед нами проходят кадры разрушенного Браззавиля, страны контрастов, где соседствуют рядом: богатство и роскошь, голод и нищета. Автор мастерски живописует не только экзотические картины, но и мыслит крайне неординарно, чувствует «мелодии той жизни», когда на цветовой палитре текстов звучат музыкальные ритмы  «бразильянос», зажигательного танца самба, очерчивая их необычный стиль и колорит. «Знак таинства жизни» пытается разгадать писатель, когда человеку просто необходимо «оказаться в ином мире». Мы, словно в калейдоскопе исторических событий, рассматриваем: «тропические закаты и восходы», «марсианские картинки видения над Суданом и Египтом», «дельту Нила», огни Каира и Йоханнесбурга, африканские земли красного цвета, «нашпигованные алмазами».

Путешествие для А. Соколова – это собирание духовных энергий, запечатлённых в памяти «цельными портретами», воплощёнными в слове. Любовь свободного пространства уносит писателя дальше, выявляя новое и неизведанное, становящееся смыслом бытия, чем-то вполне предметным и осязаемым.

Увиденноё на стыке реальности и мечты, Нечто непостижимое и окутанное тайной, предстаёт в научно-фантастическом романе «Пришелец», основанном на конкретных событиях, произошедших в Шри-Ланке, там, где работал автор. Причудлив сюжет произведения с его удивительным искусственным миром, который кажется абсолютно подлинным. Главный герой  - Отто Клаузевиц, учёный, врач, предприниматель, обладающий ещё и магическим обликом, необычный коллекционер, «собиратель человеческих судеб», для которого самая большая ценность – «люди, стремящиеся преобразить мир». А. Соколов поднимает серьёзные философские вопросы планетарного устройства, когда уже нельзя жить лишь по законам «добычи», давно ставшей «рефреном всех войн». Пришло время задуматься, «уровень земной агрессии» зашкаливает, человечество стоит у «опасного предела», лимит мировых войн исчерпан. Что может нас спасти?  

Писатель обращается к философии Иммануила Канта, обладающего «интуицией сверхчеловека».  Пространство и время стало источником познания для многих великих умов.  Кант предвидел, что развитие скоростного транспорта и возможность свободного общения народов поднимет человечество на новую ступень. Автор «Пришельца» приводит нам примеры о том, как авиация способствует взаимопроникновению различных культур и мирной ассимиляции – он в подробностях рассказывает о свадьбе на Цейлоне и союзе русского летчика с Шри-Ланкийской девушкой.

Неслучайно персонаж А. Соколова, Отто Клаузевиц, мечтает и стремится создать сверхчеловека, «меняющего лицо мира на этой планете». Задача не из лёгких. Необходимо постичь всеобщие законы развития цивилизаций, попытаться «расшифровать таинственный код человека», над которым самые совершенные умы бьются не одно столетие. Шведский учёный Ян Линдблад, путешественник, зоолог, автор книги «Человек – ты, я и первозданный», изучает природу человека, возвращаясь к его изначальным истокам. Что может быть интересней, чем мир, созданный природой и человеком?! Роман «Пришелец» заставляет нас вновь обратиться к теории эволюции, задуматься о вечной связи телесного и духовного, о том, как менялся человек в процессе развития, к чему он пришёл. К сожаленью, мы прискорбно мало знаем о себе, хотя неразрывно связаны друг с другом. Мыслить глобально, переходя от биосферы в ноосферу – царство разума, заглядывая в будущее, в котором основой мирозданья станет космизм мышления, удаётся российскому естествоиспытателю Владимиру Вернадскому.

Наука в третьем тысячелетии, о чём говорит и Александр Соколов в романе, должна стать средством познания природы человека, заключая в себе бесконечную историю самосозидания.  

Роман «Пришелец» воплощает безмерный простор для воображения, нескончаемые раздумья о «истоках и законах течения жизни», вечный поиск истины сущего и сверхъестественного. Наступило время торжества творческих личностей, гениальных и совершенных учёных, таких, как Никола Тесла. В новой эпохе необходимо космическое сознание, проникающее во многие области жизни и связанное с теорией гравитации. Главный герой романа должен выполнить архисложную задачу-миссию – «исправить мир» и восстановить «царство справедливости», исключающее все войны, посредством контакта с интеллектуально высшей цивилизацией, наладив взаимопонимание двух миров, вступая в колоссальное завтра, где будет управлять человечеством «новая модель коллективного разума».

«Невероятные истории» происходят здесь на небесных и земных дорогах, предоставляя каждому необозримые возможности Одиссея-путешественника, окрылённого интересной и захватывающей работой. Что может быть существенней этого? «Великий художник по имени Космос рисует новое полотно, с новым соитием красок, которые никогда не повторяются», а ещё по-своему красочно автор воспроизводит  огромную панораму Вселенной, дополненную «фантастическими декорациями» Арабских Эмиратов, «современной восточной сказки»; Мальдивов, «земного рая», седьмого чуда света,  «чужого мира – мира праздника жизни»; райского острова Самет, «бриллианта» восточного Таиланда. Прозаик уверен: «Происходящее вокруг тебя не исчезает бесследно». Всё остаётся во времени,  нет ничего дороже времени, оно – «главный строитель» всего. И герои Александра Соколова понимают, что нужно при любых обстоятельствах «работать каждый день, как и  всю свою жизнь», словно перекликаясь с русским философом Василием Розановым и подтверждая его мысли, выраженные им удивительной фразой: «Живи каждый день так, как бы ты жил всю жизнь именно для этого дня». 

Александр Соколов расширяет географию своих путешествий новой волшебной страницей повествования – «романтикой моря». «Океанские глубины – нескончаемая кладовая для человека», о которых он говорит в повести о Камчатке, стали темой рассказа «На суше, на море и в дельте древней реки». Живописные пейзажи-настроения, похожие на полотна импрессионистов, превращаются в экзотические выдумки «тропических закатов», «леса причудливых кораллов», «древние нильские пески». Основному персонажу, рождённому под знаком Водолея, «не прожить без моря». Автору любопытны не только сами уязвимые мечтатели, но и их преданность любимому делу, поглощённость работой, характерное профессиональное качество героев А. Соколова. «Надо жить всегда влюбляясь во что-нибудь недоступное тебе», -- признавался русский писатель Максим Горький.

Каждый из нас делает выбор, расплачиваясь порой одиночеством, в тайне зная, что свобода духа и её «мысли-плоды» этого стоят. Заманчивые странствия в литературе  способны продолжать вечное «путешествие во времени и пространстве».

И мы уже погружаемся в другую чудесную сказку – “Утро в Фергане», забытую сказку детства – «тысячу и одна ночь», слышим восточную пронзительную мелодию», зазывный голос «Насреддина», вдыхаем  «густые запахи» красочного, бурлящего узбекского базара.

Характер ушедшей эпохи, её неповторимые моменты запечатлел А. Соколов в истории «Новогодняя ночь в Колпино». Это были времена, когда публика столичных и провинциальных городов, как подчёркивает автор, «читала толстые литературные журналы в вагонах метро, на экскалаторах, на лавочках скверов», времена «публики читающей», с ярко выраженной темой разговоров о литературе и искусстве,  сопровождаемых философскими «нескончаемыми спорами о смыслах жизни». Литературно-художественные журналы всегда считались гордостью и необходимой частью культурной жизни единой страны, источником знаний, её национальным достоянием. А что же сегодня? Мы просто перестали интересоваться серьёзной литературой, изменив сам принцип отношений: «читатель – писатель».

Поражает исключительной и яркой одухотворённостью образ девушки: «дивно-дикая роза прерий», или «дивный дикий цветок», всё вместе, производящее  редкое «ошеломляющее впечатление». В третьем тысячелетье уже не встретишь такие образы молодых романтиков-идеалистов, созданных А. Соколовым, героев, жаждущих быть причастными к чему-то большему, чем они сами, мечтающие, что уникально, о великой цели, идти во всём до конца, о творчески созидающем сверхчеловеке. Поколение, живущее постоянным ожиданием радости «нового дня», приносящего «новые надежды», верой в удачу. Этого так не хватает нашей молодёжи, угасают её духовные порывы, куда-то исчезает желание творить, словом, уходят и времена романтики.

Книга «Полёт над землёй» написана душой, «родившейся крылатой»,  а для такой нет пределов, замечала Марина Цветаева, а значит, это «полет…» свободный и независимый, внутренний полёт души.  Автор дарит светлую надежду: счастливая жизнь всё-таки возможна! И «надо жить, несмотря ни на что…», в чём нас и убеждают герои  А.Соколова.

Творчеству А. Соколова присущ чувствительный философичный взгляд на вещи, раскрывающий без излишних мудрствований глубину миропонимания, как в рассказе «Формула жизни», где  сама «жизнь похожа на музыку». Звучит вечная нескончаемая мелодия, когда всё исчезает, а остаётся лишь она, истинная формула жизни, отображённая «на бумаге нотами», - музыка души, токката ре минор Баха, поглощающая человеческие беды и страдания мира, открывающая новые страницы, вечное продолжение нас самих. Автору удаётся услышать и передать удивительную мелодию, отличную от прочих, всепобеждающую изначальной гармонией любви и добра, когда радость всё-таки острее боли.

История, в которой нет надежды, лишь ужас и страх, сковывающий душу перед неотвратимой бездной, - «Заброшенный колодец». Автор показывает трагедию войны, которая, прежде всего, калечит души людей. Так произошло и с Виктором Ткачуком в повествовании А. Соколова, основанном на достоверных жизненных фактах. Вызывает сострадание сложная судьба Виктора: сиротство, школа-интернат, Афганистан, Кабул, его не заканчивающаяся война, длящаяся, как и бесконечный сон, в котором «старый заброшенный колодец» - символ, мистический знак неминуемой беды. «Заброшенный колодец» - это отверженная история жизни Виктора, оставленная наедине с собой в огромной России, и эта история приводит  к поражающему своей оголённой правдой выводу: узаконенная привычка убивать на войне, для человека, блуждающего в потемках собственной души, становится потребностью убивать в мирной жизни. Ощущаешь всю неотвратимость и закономерность случившегося: «тёмная пустота колодца», его «пугающая бездна», когда жутко смотреть в «черноту», но ещё безысходнее заглянуть в душу человека, искалеченного войной, превращающегося в зверя.

В совершенно ином ключе, отличном по стилю и жанру, написана книга «Черный ящик. Хроника авиационных катастроф» (авторское название: «Жертвы богам пространства и времени»), которая была успешно издана в России в 2011 году, в известном издательстве «Эксмо». Эта книга сразу вызвала к себе острый читательский интерес. Здесь романтика «небесной галактики» не так притягательна, как в книге «Полёт над землёй», она кажется недоступной, «далёкой и холодной», будто давая понять обычным смертным: «земное пространство не может соперничать с небесной россыпью звёзд». Мы не устаём создавать мифы о собственном величии, очередной из них о том, что «воздух покорён!».  А. Соколов предоставляет проницательный и беспощадный анализ авиакатастроф,  разбивая в пух и прах заблуждения подобного рода, предупреждая нас о весьма плачевных последствиях человеческой беспечности, излишней самоуверенности в покорении «пятого океана». Отдав сорок лет авиации, автор изучил и знает лётное дело досконально, профессионально владеет материалом, используя лишь выверенные факты, показав себя в качестве независимого и тонкого системного аналитика, взглянув на труд лётчиков вовсе не с привычной романтической стороны. Каждая профессия имеет свой срок и взращивает свою философию.

История покорения воздушного пространства не так проста, как мы думаем порой. Красной нитью в лаконичных и конкретных текстах проходит мысль: «За всё надо платить!». Можем ли кто-то из нас представить себя «потенциальной жертвой»?  Вероятность этого вполне существенна и прогнозируема, автор доказывает и творчески обосновывает столь неординарную идею, вводя в хроники метафоричный образ Бога пространства и времени – Молоха, карающего людей за их самомнение, так и не переболевших «синдромом Титаника».

А. Соколов скрупулёзно исследует цепь роковых «причин и следствий», их неизбежную связь, оценивает внутреннее содержание структуры, работа которой даёт серьёзные сбои. Результат – трагедии с неимоверным количеством жертв. В книге приводится немало вещественных примеров нашумевших авиакатастроф. Самые знаковые: столкновение  двух «Боингов» авиакомпаний: «Пан-Американ» и нидерландской KLM – одна из крупнейших катастроф в истории авиации, произошедшая в 1977 году, забравшая 583 человеческие жизни; или трагический апрель 2010 года – катастрофа под Смоленском, ещё жива скорбными воспоминаниями, когда Президент Польши Лех Качиньский и его окружение, которым предстояла церемония в честь памяти жертв репрессий, погибших в Катыни, стали сами «потенциальными жертвами».

В чём же причины непрекращающейся драмы, почему так жестоко «карающее божество»? Может оттого, что всё вокруг превратилось в один огромный бездуховный коммерческий проект  и жизнь человека тоже. А. Соколов компетентно указывает на ряд объективных причин: не учитываются ни «скоростные показатели техники», ни психологические особенности лётчиков, «похитителей времени», которые уже не в силах перехитрить сурового и бескомпромиссного Молоха, ни качество связи пилотов с землёй, ставшее настоящим «позором нашего компьютерного времени». И что значит «пресловутый человеческий фактор» в сравнении с финансовыми потерями авиакомпаний и их явным нежеланием вкладывать лишние деньги в безопасность полётов? Не заложники ли мы системы, которая правит миром? Автор прав, мы не усваиваем «печальные итоги уроков Молоха».

А. Соколов пытается достучаться до безразличных человеческих душ, если жизнь фарс, то до какой степени цинизма и нравственного обесценивания всего? Мы расплачиваемся жизнями за соблазны нашего лукавого времени. Такова цена за нашу безнаказанность и видимую неуязвимость. Автор выявляет общие закономерности, исключающие любые случайности, анализирует не только причины, но доказывает и неизбежность трагедий, прогнозируя даже ожидаемые катастрофы в будущем, если человечество не пересмотрит всю систему управления жизненно важными процессами, в том числе и систему работы всех авиакомпаний мира.

Свою собственную историю и свою собственную Вселенную, где человеком правит мечта, фантазия, а не только рациональные действия творит А. Соколов в романе «Тайна прикосновения», в основу которого положена судьба его родителей. Писателю удалось воссоздать подвиг и трагедию исторического пути нашего народа в минувшем веке, героические судьбы Родины, прикоснувшись к чему-то действительно живому и прекрасному, вдохнуть в роман тайну, идущую от сокровенных истоков, из детства. Произведение автобиографично, основное место действия – российское село Александровка, что в Воронежской области, где и родился Александр Соколов.

В человеке непременно возникает жажда соединиться с прошлым, без этого он не может существовать. Автор задаётся необычной целью: «посмотреть на всё происходящее с нами откуда-то издалека, с немыслимой высоты», рассуждая о революциях и войнах как «явлениях каких-то невидимых нам законов космоса, которые управляют нами». Человек не прекращает войны, не меняет свою природу «разрушителя».

Загадка и тайна кроются и в композиции романа, отражающей два мира: Создатель, прогнозирующий будущее человечества, пишущий её «книгу судеб», и человек на земле, стремящийся к преодолению себя, к совершенству. Какой из миров очевиднее?  Но даже Создателю не дано «до конца постичь» тайну прикосновения, не суждёно её раскрыть, вмещающую в себя всё: и восторг, и насыщенную жизнь, и свободу, и надежду… Поэт Юрий Левитанский, как будто подобрал свой ключ к расшифровке главного секрета романа Александра Соколова, когда «становится явной вся суть естества», и открываются в его стихах «стороны света»: «Детство и Старость./ И высокие горы Усталость./ И Любви голубая дорога./ И глухие низины Порока./ И в тумане багровом Война…».

Две центральные линии пересекаются в романе: линия судьбы матери -- Прасковьи Киселёвой и линия судьбы отца – Ивана Марчукова, на которых держится всё повествование. Впечатляет  портрет матери, обладающей сильным и целеустремлённым характером, способным  всегда «довести начатое дело до конца». Её образ и образ войны предстают в извечном противоречии: война противоестественна женской сути, стремящейся к любви, отрицающей войну всей природой женщины-матери. Но ей пришлось как военфельдшеру испытать тяготы фронта и пройти через страшное военное время: зима 1942, Ельня, Вязьма, окружение, маленький сын Борис, эвакуированный в далёкий Казахстан. «Запах земли, смешанный с кровью, ей не забыть», «земля, пожирающая своих детей». Неслучайно российский учёный Владимир Вернадский сравнивал мировые войны с «тектоническим сдвигом геологических пород земной коры». Тема войны и мира явственно проступает в романе в глобальном измерении этих бессрочных величин. Автор не идеализирует войну, правдиво изображая и героизм, и суровые будни, без лишнего пафоса, просто и неприкрашенно.

«Реальная часть повествования поднимает извечный русский вопрос о земле» -- так определяет А. Соколов основополагающий лейтмотив сюжета, неразрывно связанный с образом отца, стихией которого была земля, поле. Предысторией к роману стала повесть «Из глубины», посвящённая памяти отца, рассказывающая о Ванюшке Марчукове, это к нему Бог «прикоснулся с особой любовью», о братьях, работающих на клочке земли, кормившем большую семью. Иван Петрович Марчуков покоряет своей легендарно-трудовой биографией, будучи простым крестьянским сыном, стал директором совхоза, вывел его из отстающих в передовые. Создал в Александровке конезавод, лабораторию почвоведения и селекции. Это в те, послевоенные времена прошлого столетья, что-то неслыханное. Такая культура ведения сельского хозяйства и сегодня недостижима. «Страна была охвачена порывом» созидательного и коллективного труда, жаждой активной жизни, на первый план вышли люди-подвижники, классический образ «лишнего человека» стал оправданно не популярен.

Иван Марчуков олицетворяет бердяевского Авеля, о котором говорит философ в очерке «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», их объединяет творческий замысел о сохранении и преображении мира. «Ахиллесовой пятой» России, её камнем преткновения в отношениях между народом и государством стал опять вопрос о земле. Иван Марчуков вынужден начать эпопею странствий по Воронежской области, лишившись дела всей его жизни. Русская жажда правды, соединённая с тайной, заставляет нашего героя осмысливать свой путь, неразрывно с думами о земле, которой было необходимо крестьянство, едва успевавшее приспосабливаться к новым реформам и условиям. И здесь вступает в противоборство уже бердяевский Каин, имеющий потребительскую сущность, готовую принять любые общественные отношения. «Одинокий сельский романтик», влюблённый в свой край, человек разносторонних знаний и интересов, поэт в душе, «несокрушимый идеалист» с тяжёлой ношей русской веры – Иван Марчуков – не перестаёт мечтать о справедливом государственном устройстве, возможном разрешить земельный вопрос.      

 В России до сих пор нет частной собственности на землю, эта вечная и болезненная тема сегодня очередной раз выходит на ведущее место. Остаётся надеяться и работать, как это  делал отец А. Соколова.

В стремительности летящего времени рождаются и запредельные сомнения: может ли человек всё решить сам? Писатель в романе развивает идею о «создании совершенного космического разума, способного управлять Вселенной». Человек и есть часть космоса, подчиняясь законам космоса, человек создаёт и свои, собственные, ведь не зря гласит старое изречение: «ад и рай внутри нас», и, как заключает Александр Соколов: «Люди живут вопреки всему, что с ними происходит…». Всё наладится, если человек познает себя, прикоснувшись к чему-то высшему, чем он сам, к вечному, таящему скрытый смысл. Так случилось и с героями романа «Тайна прикосновения»: Прасковьей Киселёвой и Иваном Марчуковым, прототипами которых стали самые родные и близкие люди автора -- мать и отец, сумевшие оставить память о себе, живущую в сердцах их детей, память, что «на всю жизнь».

Герои произведений Александра Соколова, подобно кумирам ирландского писателя Оскара Уайльда, ничего не боясь, «вечно ищут всё новые ощущения», не только «веруют в невероятное», но и «совершают невозможное». И Александр Соколов убеждён в том, что всегда, во все времена, «в нас живо непомерное желание объять необъятное». Писатель вершит свою судьбу сам, так же, как и Амвросий Оптинский из его одноименного рассказа, обретающий себя для «дела человеческого, дела божеского», создает новое пронзительное повествование души – «Сага о человеке», которое всегда будет иметь продолжение, создает, смело идя «к будущему», в «таинственное завтра, манящее надеждой к свершениям».

Искусный художник слова пишет собственное «великое  полотно жизни», отражающее бесконечное многообразие: божественный дар, любовь, вызов, трагедию, вечное романтическое приключение, игру ума, фантазию, окрашенную мечтой и загадкой, а главное поиск истины, сопряжённый с чувством долга, истины, не заботящейся о славе, а ведущей к великой цели, которую, увы, нужно вновь возрождать. И мы не должны забывать о личном предназначении, о смысле нашего пребывания на земле. Александр Соколов мудро и просто напоминает нам о том, что «человек пришёл в этот мир и должен поменять его к лучшему, оставив в нём следы своего присутствия».

                                  

                                                                          Людмила  Воробьева, филолог, публицист.

 

                                                              г. Минск